2018 год для рядовых россиян обещает быть не менее трудным, чем 2017-й. Небольшой рост ВВП почти никак не отразился на росте благосостоянии населения, а подорожание ряда товаров и услуг чревато дальнейшим обеднением населения.
Весь 2017 год реальные доходы россиян падали: за 11 месяцев в общей сложности на 1,4% (данные Росстата). Падали они и в 2016-м (на 5,9%), в 2015-м (на 3,2%) и 2014-м (на 0,7%). Аналитики Высшей школы экономики в августе этого года подсчитали, что с 2014 года реальные доходы населения и вовсе снизились на 20%. Скорее всего, падать они продолжат и в 2018 году. И какие факторы будут этому способствовать, мы узнали у экономистов.
Подорожание топлива
В 2017 году бензин в России подорожал на 6-8%, и цены на него продолжат идти вверх, говорит профессор, завкафедры финансовых и экономических дисциплин Московского гуманитарного университета (МосГУ), доктор экономических наук Елена Крылова.
В настоящее время сырьевые котировки растут, а вместе с ними дорожает и бензин. По словам эксперта, российский феномен заключается в том, что цены на топливо в нашей стране увеличиваются вне зависимости от того, что происходит со стоимостью барреля – растет она или, наоборот, падает. По оценке Крыловой, в 2018 году литр бензина в среднем будет стоить 47 рублей.
Еще одна вещь, гарантирующая подорожание топлива, — это двукратное увеличение акцизов. Сначала, с 1 января, — до 11 213 рублей за тонну, а с 1 июля — до 11 892 рублей за тонну.
В России порядка 60% всех грузов перевозится автотранспортом, подчеркивает Крылова. Соответственно, чем дороже бензин, тем дороже транспортные расходы на доставку любых товаров — продовольствия, техники, косметики и т.д.
«Индексация зарплат бюджетников, пенсий, да и всех социальных выплат привязана к инфляции — это около 4%. Получается, те, чьи доходы и так невелики, а расходы связаны главным образом с продуктами и транспортными расходами, станут еще беднее», — указывает эксперт.
В свою очередь кандидат экономических наук Тамара Касьянова говорит, что в цене отдельных товаров роль стоимости топлива особенно велика.
Например, в цене хлеба есть расходы на дизельное топливо при выращивании зерна, при его уборке, при доставке на элеваторы, при доставке с элеваторов на хлебопредприятия муки и, наконец, при доставке хлеба в магазины.
«И так почти по всем товарам, а также и по многим услугам. Если сложить все повышения вместе, для многих граждан получится весьма заметная сумма», — поясняет она.
Еще один «транспортный» фактор — индексация на 15% утилизационного сбора на транспортные средства. По словам Крыловой, увеличение данного расхода также ляжет на покупателей — подорожает прежде всего импортный автопром.
«Переплатят те граждане, которые собираются купить выпущенный или импортированный в 2018 году транспорт», — объясняет эксперт.
Рост цен на коммуналку
Коммунальные услуги дорожают каждый год. В 2017 году они выросли в среднем на 4% (что, кстати, соответствует 0,6% от официальной инфляции).
В 2018 году тарифы на услуги ЖКХ будут проиндексированы в июле. Рост тарифов по регионам неравномерен — в каждом субъекте РФ размер индексации на отопление, водоснабжение и электричество определяют местные власти (например, в Санкт-Петербурге тарифы вырастут на 6%, в Москве — на 5,5%, а в Новосибирске — на 3%).
В среднем по стране, по оценкам экспертов, коммуналка подорожает на 5%.
«В отдельных регионах рост цен на коммуналку будет значительно выше официальной инфляции. Между тем на оплату ЖКУ приходится около 40% расходов у большей части населения, и они в некоторых местах даже выше минимального размера оплаты труда», — подчеркивает Крылова.
Акцизы на табак
Каждый год увеличиваются и акцизы на табак. Точно так же, как и тарифы на коммуналку, они вырастут с 1 июля 2018 года — с нынешних 1 562 рублей до 1 718 рублей за тысячу сигарет.
«Повышение акцизов на табак в течение последних нескольких лет приводит к сокращению официальной части этого рынка и росту теневой. На фоне официальной статистики потребления возникает обманчивое впечатление о том, что курить россияне стали меньше в 2017 году на 6-6,5%. Однако теневой рынок приводит с одной стороны к росту цен, с другой — к падению качества продукта. В результате курящее население становится не только беднее, но и растут сопутствующие курению заболевания», — рассуждает Крылова.
Общественный транспорт
Год от года дорожает и проезд в общественном транспорте. В каждом регионе индексация тарифов на проезд в автобусе, троллейбусе или трамвае устанавливается местными властями. В Москве, например, с января вырастет в цене одна поездка в метро по карте «Тройка» — с 35 до 36 рублей, «Единый» билет на 20 поездок подорожает с 720 до 747 рублей, на 40 поездок — с 1 440 до 1 494 рублей, а на 60 поездок – с 1 700 до 1 775 рублей.
Зарплатный застой
У огромного числа россиян зарплаты не индексировались годами, и нет никаких гарантий, что в следующем году их оклады будут увеличены. При растущих ценах на все вышеперечисленные группы товаров и услуг неиндексация зарплат равна обеднению.
«Можно точно сказать, что зарплаты проиндексируют бюджетникам (на 4%) — соответствующее распоряжение подписал Медведев. Но и здесь есть подводные камни, которые могут возникнуть благодаря региональным администрациям. Номинально зарплаты в ряде учреждений могут вырасти, но при этом могут быть сокращены дополнительные выплаты и премиальные. С января МРОТ повысится до 9 489 рублей, но это, скорее, символическое повышение, которое не выведет из бедности российское население», — считает Касьянова.
Стагнация во всем
И, наконец, одним из самых опасных факторов обеднения россиян эксперты называют стагнацию производства, потребления и развития внутреннего рынка.
«Общеэкономическая ситуация напрямую влияет на уровень жизни. Прогноз на 2018 год неутешителен. Несмотря на некоторый рост ВВП, рост торговли и доли импортозамещения, снижение зависимости от сырьевой модели экономики, повышение стабильности финансового сектора, сильных драйверов роста российской экономики не наблюдается и нет оснований считать, что в 2018 году ситуация кардинально улучшится», — резюмирует Тамара Касьянова.
Алена Каткова