В интернете появилось видео, как российские силы использовали при атаке на опорный пункт ВСУ трофейный танк, начиненный взрывчаткой. На позиции врага эту технику отправили «на автопилоте». Daily Storm пообщался с военными экспертами и выяснил, насколько эффективны такие танки и стоит ли ждать массового применения их роботизированных версий в ближайшем будущем.
Эффективность работы танка-камикадзе
В районе Марьинки в ДНР 19 июня российские военные для разрушения блиндажей ВСУ применили захваченный украинский танк, погрузив в него шесть тонн тротила, после чего машину «на автопилоте» направили на позиции врага, сообщил Telegram-канал «Romanov Лайт».
Скорее всего, солдаты просто заблокировали рычаги танка, направив его прямо в цель, считает военный эксперт Алексей Леонков.
«В результате танк наехал на мину. Подорвался, а потом по нему дали из РПГ, и сдетонировал весь боекомплект», — рассказал Daily Storm Леонков.
С ним согласен и другой военный эксперт Василий Дандыкин. По его словам, российские бойцы могли реализовать дистанционное управление танком, но в этом случае сделали все «достаточно примитивно».
«Туда загрузили взрывчатку, несколько бомб ФАБ-250 и направили в сторону украинских позиций. Он, может, и не доехал, но урон нанес. Шесть тонн — это шесть тонн», — допустил Дандыкин.
Оба эксперта выразили мнение, что взрыв не причинил бойцам ВСУ существенного вреда. По мнению Дандыкина, личный состав противника мог отделаться контузией и ранениями, однако вряд ли есть погибшие.
«Если бы дошло, ущерб был бы больше, но вообще, это оказывает сильнейшее моральное давление. Даже когда взрывались бомбы ФАБ в полторы тонны, это очень серьезно, а тут шесть тонн», — отметил Дандыкин.
Такой взрыв можно сравнить со взрывом мини-ядерного заряда, только без радиоактивного заражения и волны, отметил он. «Это значит, что там воронка глубиной десятки метров, бьет ударная волна, если там бомбы, то еще и осколки летят на десятки метров. Тут можно повредить или уничтожить опорный пункт противника», — добавил эксперт.
В свою очередь Леонков считает, что даже если бы техника добралась до опорного пункта ВСУ, она не смогла бы нанести серьезный вред.
«Это будет осколочный фугасный взрыв. Локально урон нанесет. <...> Можно что-нибудь побыстрее и полегче на колесном шасси сделать, чтобы оно пролетело со скоростью 100 километров в час и добралось до вражеских позиций», — уверен он.
При этом превращение боевой машины в один большой заряд он считает нецелесообразной тратой средств.
«Танк без управления — бесполезная трата имущества. Боекомплект — это 40 снарядов. Каждый снаряд может попасть в огневую точку, в укрепрайон, в опорный пункт и нанести ущерб. А так он рванул на минном поле, и что? Поэтому ни с нашей, ни с их стороны раньше такого не было. А то, что так сделали и опубликовали, — есть информационный повод. Но это не значит, что наша армия будет использовать танки-камикадзе», — считает Леонков.
Какими были танки-камикадзе в прошлом?
Впервые роботы заехали на поля сражений не во время современных конфликтов, а в период Второй мировой войны. При этом их разработка стартовала еще за 10 лет до начала экспансии нацистской Германии. В СССР первые беспилотные танки появились в конце 20-х — начале 30-х годов прошлого века. Над их разработкой в разное время трудились конструкторы Особого технического бюро по военным изобретениям специального назначения, НИИ-20 и Всесоюзного государственного института телемеханики и связи.
23 марта 1930 года на первые испытания вышел Т-18, оборудованный аппаратурой управления типа «Мост-1». Она имела трехкомандное управление: вправо — влево — стоп. Скорость радиоуправляемого танка на испытаниях достигала четырех километров в час.
Красная армия применяла дистанционно управляемые танки в 1940 году в Советско-финской войне для штурма линии Маннергейма, отметил военный эксперт Алексей Леонков.
«Там было два танка: штурмующий с пушкой и огнеметный танк. Они ограниченно показали свою эффективность. В чем был смысл применения таких танков: если сложная линия обороны, то потеря такого танка была оправданна, мы не теряли личный состав. Но если у вас есть возможность эту линию обороны другими средствами штурмовать, то расход такого танка нецелевой», — говорит эксперт.
Во времена Второй мировой войны не только Советский Союз вел разработки в области робототехники. Так, в 1939 году немецкая фирма Borgward выпустила первый германский дистанционно управляемый робот-танк под кодовым обозначением B-IV (Sd.Kfz.301).
По некоторым данным, за время Второй мировой на немецких заводах было собрано около тысячи B-IV. Их планировали использовать для прокладывания проходов в минных полях и уничтожения укреплений противника, позже их стали применять как противотанковое оружие. Однако в реальных боях они себя не оправдали.
Затем на основе гусеничного мотоцикла Kleines Kettenkraftrad Sd.Kfz.2 был выпущен средний носитель зарядов Sd.Kfz.304 Springer, который кратко называли Прыгуном, а спустя еще какое-то время появился легкий носитель зарядов Sd.Kfz.302 Goliath, ставший наиболее популярной моделью боевого робота.
По разным данным, за время войны в войска Германии поступили от 5000 до 7564 «Голиафов». Управляли ими с помощью пульта с тремя кнопками.
По словам Леонкова, похожую технику уже в XXI веке использовали боевики ИГ* против сирийских военных в битве за Пальмиру.
«В сторону сирийских войск был направлен танк, Т-62 или Т-64, напичканный под завязку тротилом. Там были наши специалисты, они говорили сирийцам срочно подорвать этот танк. Поняли, что это был танк-камикадзе. Его удалось уничтожить, но он взорвался возле позиции сирийцев», — рассказал эксперт.
«Бумкнуло так, что сирийцы побежали. Началась сумятица, противник этим воспользовался и атаковал город. Наши специалисты смогли эвакуировать командный и другой персонал. Два дня продолжалась эта сумятица, наша авиация не применялась», — добавил он.
Роботизированные танки-камикадзе и их перспективы
Радиоуправляемые танки уже есть в виде проектов, но пока никто не применял их в реальных сражениях, отметил Алексей Леонков. По его словам, такую технику нельзя отремонтировать во время боя, и это ее главный недостаток.
«Танк сам себе гусеницу поменять не сможет, нужен человек. Поэтому, если не жалко пустить на поле боя такую боевую единицу, то да. Но можно создать и другие специализированные платформы, которые будут меньше по размерам, но с навесным оружием и системой обнаружения. Их сложно уничтожить, но при этом они хорошо уничтожают живую силу врага», — заявил эксперт.
«Такие платформы у нас были в Сирии. Была информация, что две такие роботизированные платформы штурмовали одну высоту, которую заняли боевики. Они оказывали огневую поддержку сирийским военным. В результате было уничтожено 43 боевика, а у сирийцев шесть раненых было — платформы себя оправдали», — добавил он.
При этом эксперт отметил, что ключевой момент — это цена. Роботизированные комплексы должны быть дешевле танка. Он напомнил, что изначально беспилотники изготавливались на основе существующих истребителей, но это было слишком дорогим удовольствием.
«Поэтому мы видим беспилотники в совершенно другом исполнении. Конечно, хорошо сделать из танка роботизированную систему, но живучесть его на поле боя достаточно низкая. Все постоянно меняется, по танкам бьют противотанковые средства, которых большое количество», — подчеркнул он.
Василий Дандыкин же выразил уверенность, что такие роботизированные комплексы будут развиваться, однако стоит учитывать, что «на земле все гораздо сложнее, чем в воздухе и на воде». В связи с этим в ближайшей перспективе на земле будет оставаться главенствующим человеческий фактор, уверен эксперт.
Он подчеркнул, что с появлением БПЛА авиация не перешла на полностью беспилотные рельсы — сохранилось комплексное использование видов техники. Аналогичная ситуация, считает Дандыкин, будет и в отношении наземных роботизированных систем.
«Применение таких устройств будет возрастать», — уверен он.
* «Исламское государство», ИГ, ИГИЛ — запрещенная в России террористическая организация.