Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг 21 апреля заявил, что страны альянса обсуждают поставки Украине различных типов самолетов. Daily Storm спросил у специалистов, о каких воздушных судах может идти речь. Киеву могут передать старые советские МиГи, самолеты «Торнадо» или истребители F-16, но не передадут F-117, которые могут скрытно проникать через систему ПВО, убеждены эксперты.
Разговоры, но не конкретные обещания
Пока страны НАТО и Евросоюза только обсуждают возможные поставки Украине самолетов в будущем, но не делают конкретных обещаний. На это в разговоре с Daily Storm первым делом обратили внимание бывший командир воздушного судна, специалист по безопасности полетов Александр Романов и эксперт Центра анализа стратегий и технологий, эксперт Российского совета по международным делам Сергей Денисенцев.
«Про самолеты у нас говорят давно очень, но никто конкретно ни сроков, ни самолетов не обозначил. О планах было сказано уже не раз», — напоминает Романов.
Специалист по безопасности полетов считает, что в ближайшее время «разговоры останутся разговорами»: «Я считаю, что это просто пока реклама и такая пиар-акция, для того чтобы поддержать настроение украинцев».
С ним соглашается Денисенцев: «Пока это все у них на уровне обсуждений. Однозначных ответов и обещаний украинской стороне нет».
«Остатки советских самолетов» и истребители «Торнадо»
Сергей Денисенцев говорит, что при обсуждении поставок самолетов Украине в первую очередь идет речь об «остатках бывших советских самолетов», которые остались у каких-то стран. НАТО может их выкупить и передать Киеву.
«Передаются МиГи от стран Восточной Европы», — напомнил эксперт.
Военные самолеты под индексом МиГ были созданы в СССР. Сейчас их производит «Российская самолетостроительная корпорация «МиГ». 23 марта министр обороны Словакии Ярослав Надь рассказал, что страна передала Украине 4 из 13 обещанных истребителей МиГ-29.
Это советский и российский многоцелевой истребитель четвертого поколения МиГ-2. Он был разработан еще в 1970-х годах в Опытном конструкторском бюро имени А.И. Микояна. Самолет предназначен для уничтожения управляемыми ракетами и огнем из бортовой пушки всех типов воздушных целей в простых и сложных погодных условиях.
Эксперт Центра анализа стратегий и технологий добавил, что также обсуждаются поставки самолетов «Торнадо». «Старые самолеты, стоящие на вооружении европейских стран, — Германии, Италии, которые снимаются с вооружения, Украина хотела», — добавил он.
«Торнадо» — европейский боевой сверхзвуковой истребитель третьего поколения с электродистанционной системой управления. Это носитель ядерного оружия. В 1990-е годы страны НАТО широко использовали эти истребители в военных конфликтах. К концу 2010-х годов их сняли с вооружения.
Истребители F-16
Украина также хотела, чтобы страны Запада поставили ей истребители F-16, продолжает Денисенцев. «F-16 — это, по-моему, самая современная платформа [из обсуждаемых]. Она тоже старая, потому что там истребители, большая часть парка, в 1980-х годах была произведена, но считается более-менее современной. Он постоянно модернизировался, может применять все системы, все ключевые ударные типы вооружений», — объяснил он.
F-16 — американский многофункциональный легкий истребитель четвертого поколения. В его арсенале — ракеты «воздух-земля», корректируемые и управляемые бомбы и контейнеры с неуправляемыми ракетами. Специалисты отмечают, что эти самолеты недорогие в эксплуатации, и называют их самыми массовыми истребителями в НАТО.
«Истребители четвертого поколения F-16 может увидеть любая система ПВО, при условии, что он летит в зону ее поражения. Думаю, что если все-таки им [Украине] F-16 поставят, то они в основном будут использоваться для решения задач противовоздушной обороны, например, для попыток сбить те же наши крылатые ракеты, попыток перехватить ударную авиацию», — объясняет эксперт.
Денисенцев также допускает, что Вооруженным силам Украины могут передать крылатые ракеты или управляемые бомбы, которые они будут пытаться применить против российских войск.
Малозаметные F-117
F-117 — американский одноместный малозаметный штурмовик, созданный для скрытного проникновения через систему противовоздушной обороны противника и атак стратегически важных наземных объектов военной инфраструктуры. Эти самолеты США использовали в ряде вооруженных конфликтов, в том числе в 1999 году при бомбардировках Югославии. Тогда сербские войска утверждали, что им удалось сбить один F-117 из старых зенитных систем.
В 2008 году F-117 сняли с вооружения. Сейчас их используют для тестирования новых радаров и сенсорных систем ракетного вооружения. Несмотря на то что эти истребители сняли с вооружения, их не станут поставлять Украине, убежден эксперт Центра анализа стратегий и технологий.
«F-117 точно не обсуждается. Шансов, что их поставят, примерно ноль. Там обсуждаются совершенно другие платформы. То, что там не будет F-117, — это точно», — говорит Денисенцев.
Учеба пилотов и технических специалистов
Оба эксперта отмечают, что обучать пилотов и технических специалистов работать на поставленных самолетах нужно будет долго. Специалист по безопасности полетов Александр Романов считает, что на это может уйти до года.
«Я считаю, что просто так самолеты дать нереально. Нужно минимум полгода, а то и год, чтобы подготовить экипаж. Со своими пилотами, я думаю, никто не даст самолеты, потому что это будет уже прямое вмешательство во внутренние дела. Поэтому, думаю, не найдется таких смельчаков, которые захотят умирать за чью-то идею», — говорит он.
Сергей Денисенцев допускает, что летать и обслуживать самолеты для Украины будут наемники. «Учиться нужно будет, конечно, долго, потому что отличия между самолетами существуют. Но, с другой стороны, в мире полно наемников, которых можно за хорошие деньги нанять. Тот же F-16 стоит на вооружении огромного количества государств, в том числе Пакистана, арабских стран. Техническое обслуживание тоже, скорее всего, будут иностранные специалисты осуществлять», — считает он.