С момента спецоперации прошло чуть больше месяца, а в мире уже прошли серьезные изменения, которые пошатнули жизнь всех людей. Так, запрет и признание экстремистским ресурсом платформы Instagram не обрадовали блогеров, чей основной доход шел именно от этой социальной сети. А владельцы брендов одежды жалуются на увеличение стоимости расходников. Daily Storm поговорил с ведущими представителями отрасли и выяснил, что жить без Instagram (принадлежит организации Meta, признанной экстремистской) и TikTok можно, но не так, как раньше.
Ведущий и блогер Сергей Зайцев рассказал о том, что клиенты стали более избирательными. Но все масштабные праздники, которые планировались ранее, не отменили.
«Мною были приняты решения увеличить площадь социальной активности. Я здесь не новатор. Стал больше вести социальные сети. Плюс было принято решение работать офлайн. Есть высокий риск оказаться ни с чем, если будем сейчас надеяться на продвижение онлайн, поэтому прорабатываю офлайн-связи», — рассказывает он и добавляет, что никакого антикризисного варианта для своей жизни не придумал.
«Есть простой совет. Сейчас не нужно максимально затаиваться и выжидать всем, кто ведет бизнес онлайн. Рекомендую максимально вкладывать в себя сил и времени, находить новую нишу, смежную с вашей основной», — добавил Зайцев.
Блогер Лера Кантур жалуется, что ей очень непривычно без внимания и аудитории.
«Я привыкла записывать сторис, общаться с подписчиками. Сейчас как минимум это неуместно, к тому же большинство платформ заблокировано. На новых площадках работает совершенно другой механизм, нужны другие креативы. Все приходится продумывать с нуля. И, конечно, происходящее ударило сильно по финансам, — добавляет девушка. — Сейчас у меня две платформы в приоритете: «ВКонтакте» и Telegram. И да, я сейчас меняю формат. Сидела три дня и думала, что же сделать такого. Решила, что сейчас время стать той, какой всегда хотела. Не упираться в границы и правила, а быть собой».
Стоматолог Вероника Мелехова в разговоре с Daily Storm рассказала, что ее отрасль не пострадала.
«Пациенты как шли, так и идут. Приемы и лечение продолжаются. Однако замедляется логистическая цепочка. Многое оборудование или материалы дольше едут из-за границы. Поднятие цен мы пока не планируем. Есть запасы материалов по прежним прайсам», — говорит Мелехова.
А вот Анастасия Барышева, владелица российского бренда одежды MEOW’ONE, рассказывает, что расходы выросли уже на 30%, при этом наблюдается снижение покупательской способности на 15-20%.
«Есть мнение, что во второй половине года ситуация может стабилизироваться. Однако это неточно. Сейчас принимаются меры Центробанком. Надеемся, что все изменится в лучшую сторону. Мы минимизировали постоянные затраты, которые не влияют на объем продаж и производство. Кроме того, мы скорректировали стратегию по бюджету на маркетинг. Смотрим на ситуацию, исключаем варианты, которые хуже работают. Делаем все методом проб и ошибок, как и все», — рассказывает Барышева.
Олег Федущак, операционный директор креативного агентства по работе с блогерами INVITE, также объясняет, что среди партнеров наблюдаются остановки по многим проектам.
«С точки зрения активности рекламных клиентов рынок приостановился как минимум на 40%. Остальные все равно продолжают запускать кампании. Сейчас вопрос уже встает не только со стороны компаний, но и блогеров, чьи площадки на данный момент трудно использовать», — говорит Федущак.
Блогер и музыкант Женя ZOTOV поясняет, что наблюдается большой уход зарубежных рекламодателей с рынка.
«Также на сегодняшний день есть небольшой приток отечественных рекламодателей на такие платформы, как VK и Telegram, но события меняются каждый день. И неизвестно, смогут ли российские рекламодатели полноценно заменить уход зарубежных. Поэтому блогеры сейчас активно перегоняют аудиторию на эти платформы», — заявил ZOTOV.
Как оказалось, и под санкциями можно полноценно жить. Большинство предпринимателей и блогеров стараются работать в команде и постепенно переориентироваться под российского заказчика.