В Турции завершился первый этап президентских выборов, по итогам которых ни один из основных кандидатов не смог преодолеть минимальный порог для победы в 50%. Действующий президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган набрал 49,35% голосов, в то время как его конкурент из оппозиционной Республиканской народной партии Кемаль Кылычдароглу — 45%. Впереди второй этап голосования. Чего ожидать России в случае победы того или иного кандидата и почему Анкаре невыгодно портить отношения с Москвой. На эти вопросы Daily Storm ответил ведущий научный сотрудник Института востоковедения Российской академии наук Борис Долгов и доцент МГИМО, эксперт по Турции Юлия Кудряшова.
Изменится ли политика Эрдогана в отношении России после победы? И чего можно ожидать от Кылычдароглу?
У Эрдогана есть возможность вновь занять пост главы государства, и для России это будет положительный итог, рассказал Daily Storm ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН Борис Долгов. По его словам, действующий турецкий лидер давно проводит независимую внешнюю политику, продвигающую интересы Турции во многие регионы мира.
«Эрдогана нельзя назвать ни союзником, ни надежным партнером России, но его внешняя политика для РФ выгоднее. В случае победы оппозиционного представителя [Кемаля Кылычдароглу], как они уже заявляли, возможен более прозападный курс Турции. Соответственно, первое, по их заявлениям, что они хотели бы сделать, — присоединиться к антироссийским санкциям. Это вполне возможно, на мой взгляд», — считает востоковед.
Эксперт отмечает, что даже при победе оппозиции на выборах не стоит сразу ждать явной антироссийской направленности, однако аспекты прозападного курса будут и не исключено, что спустя время новая власть все же решится присоединиться к санкциям в отношении РФ.
Доцент МГИМО, эксперт по Турции Юлия Кудряшова придерживается схожей точки зрения. Она прогнозирует, что в случае победы Эрдогана в отношениях России и Турции ждать изменений не стоит. Если же выиграет Кылычдароглу, изменения будут — и начнутся они уже с установления отношений между лидерами двух стран.
«С Эрдоганом отношения построены более личные. С Кылычдароглу вряд ли возможны отношения на личном уровне — скорее, они будут на уровне институциональном. Хоть у нас и создан Совет сотрудничества высшего уровня (Российско-турецкий деловой совет был создан в 2010 году при президенте Дмитрии Медведеве. — Примеч. Daily Storm), практически он не функционирует, поэтому институциональные отношения нужно будет выстраивать заново», — считает политолог.
Эксперт напомнила, что Кылычдароглу обещал продолжить выстраивать отношения с Россией на прежнем уровне. По словам Кудряшовой, это неудивительно, ведь для Турции они крайне важны и радикально их изменять Анкара не решится.
«Однако тут нужно учесть момент, что Кылычдароглу — руководитель Республиканской народной партии. Традиционно эта партия прозападная, она всегда придерживалась сближения с Западом, США, НАТО, Европейским союзом. Возможно, будут созданы некие барьеры для продолжения отношений с Россией: например, препятствие для параллельного импорта со стороны Турции или присоединение к каким-то точечным санкциям», — допускает Кудряшова.
Станет ли АЭС «Аккую» для Турции стимулом к сотрудничеству с РФ?
В данный момент Турция переживает очень серьезный экономический кризис и высокий дефицит платежного баланса, подчеркнула политолог. Анкаре критически необходимы валютные поступления, которые как раз обеспечивает Россия за счет туризма, инвестиций и высокого спроса у граждан РФ на жилищный сектор в Турции.
«И самое главное, что Россия предоставила Турции уникальную возможность: не будучи ведущей страной в добыче энергоресурсов, превратиться в газовый хаб. Возможность смешивать газ, поступающий из различных стран, и реэкспортировать его, при этом назначая собственную цену. Эту уникальный шанс, поэтому Турция в принципе не может прервать экономические отношения с Россией», — объяснила Кудряшова.
Еще в октябре 2022 года Анкара просила у Москвы скидку на газ и отсрочку по платежам. 10 мая 2023 года агентство Reuters сообщило, что Россия предоставила Турции такую отсрочку на 600 миллионов долларов. Однако официальные лица в РФ не комментировали эту информацию.
Что касается строительства газового хаба, то этот проект подразумевает возможность поставки Турцией энергоресурсов в страны Европы, которые ранее отказались покупать газ у России. На текущий момент хаб предполагает три нитки: южную (Италия), среднюю (Болгария, Албания, Косово, Македония, Сербия и другие страны) и северную (Румыния, Словения, Венгрия и Германия). Анкара предполагала, что первые торги газом должны начаться в 2024 году, но точных сроков пока нет.
Помимо этого, 27 апреля Владимир Путин и Реджеп Эрдоган совместно открыли первую турецкую атомную электростанцию «Аккую». Кудряшова считает, что это стало еще одним фактором, который не позволит Турецкой Республике переориентироваться на западный мир.
«Действительно, очень много критики в отношении нее [АЭС]: она находится в сейсмоопасном регионе, охлаждаться она будет водами средиземного моря, что также будет причинять вред экологии. С другой стороны, проект уже запущен. И если закрывать эту станцию, то, на мой взгляд, издержки будут намного выше. Поэтому новая власть продолжит сотрудничать с Россией по этому проекту», — делает вывод политолог.
Атомная энергетика — одна из ключевых для России. Согласно данным Росатома, РФ занимает второе место среди всех стран Европы (после Франции) по мощности атомной генерации. Для Турции АЭС «Аккую» — первый подобный объект, он позволит значительно увеличить энергетические мощности республики.
Стоимость проекта оценивается в 22 миллиарда долларов, он на все 100% финансируется российской стороной. Два энергоблока турецкой АЭС уже построены, а возведение третьего началось в марте 2021 года. В октябре того же года согласовано решение о выдаче лицензии на строительство четвертого блока. Ожидается, что «Аккую» после полного введения ее в эксплуатацию сможет обеспечивать Турцию 10% электроэнергии. Сам Эрдоган неоднократно отмечал, что это «флагманский проект» России и Турции, который после президентских выборов может стать решающим для отношений двух стран.