St
Кому спецоперация, а кому — доход. Какие страны заработают на продаже зерна в 2022 году
18+
Румыния, Франция и Австралия могут получить сверхприбыли на фоне текущей непростой международной ситуации Коллаж: Daily Storm

Кому спецоперация, а кому — доход. Какие страны заработают на продаже зерна в 2022 году

Румыния, Франция и Австралия могут получить сверхприбыли на фоне текущей непростой международной ситуации

Коллаж: Daily Storm

После начала спецоперации РФ на Украине экипажи торговых судов уже не могут с той же легкостью, как и до 24 февраля, выходить из портов Одессы и Мариуполя. В ООН третий месяц говорят о надвигающемся голоде, который грозит развивающимся странам, зависимым от поставок зерна с Украины. Но на деле ситуация выглядит не столь драматично: украинскую пшеницу может заменить продукция из ЕС, считают опрошенные Daily Storm эксперты. А если Россия снимет ограничение на экспорт, то цена на зерно может упасть. Однако в 2023 году у отечественных производителей могут начаться уже другие проблемы. 


Что происходит с зерном с Украины 

 

Единицей измерения сыпучих сельхозтоваров является бушель, эквивалентный примерно 36 килограммам. Так, в начале февраля этого года фьючерс на пшеницу США стоил в районе 790 долларов, а сейчас его цена — более 1100 долларов, следует из данных портала Investing.com. 

 

Резкий рост цен произошел на фоне проведения Россией спецоперации на Украине. Именно из портов Мариуполя и Одессы отправляли товар в другие страны. 

 

«С Украины зерно все-таки экспортируется, — рассказал Daily Storm вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут. — Оно экспортируется через порты на Дунае, из Измаила и Рени, и дальше перегружается на корабли в районе Констанцы [Румыния]. Другая часть экспортируется по железной дороге в Европу». 

 

До начала российский спецоперации Украина поставляла на мировой рынок гораздо больше зерна, отмечает собеседник. Тем не менее даже существующие показатели выглядят внушительными, говорит Корбут: «Экспорт небольшой, но есть — где-то миллион тонн они за месяц отправляют. Естественно, это не четыре миллиона тонн, но миллион в нынешних условиях — это тоже неплохо». 

 

Кто может поставлять зерно вместо Украины?

 

Сразу несколько стран могут с легкостью заменить Украину, отмечает Корбут. Ключевыми при выборе поставщиков здесь станут показатели запасов зерна в странах, которые закупают продовольствие, а также цены, предлагаемые экспортерами, и условия доставки. 

 

«Франция, Румыния, Австралия могут поставлять, — рассказывает Корбут. — Американцы тоже могут. Свято место пусто не бывает. Но это если у них купят! Большинство стран — ведь в них люди тоже очень здравые. Редко кто покупает зерно «день в день». Формируются определенные запасы. Тот же Египет говорит, что у них то ли на четыре, то ли на шесть месяцев запасы есть, Да, может они захотят закупить еще, но это не то, что в край нужно! Да, есть страны, у которых могут быть проблемы, но эти проблемы нужно решать международным сообществом». 

 

По данным ФГБУ «Центр агроаналитики», Египет является крупнейшим покупателем пшеницы в мире и лидером по импорту российского зерна. В 2021 году Россия поставила 5,4 миллиона тонн пшеницы на сумму 1,5 миллиарда долларов. 3,1 миллиона тонн отгрузили из Ростовской области, 1,2 миллиона — из логистических центров Краснодарского края. 

 

«Развивающиеся страны не потеряют, а купят на других рынках, — продолжает Корбут. — Зерна все-таки хватает. Вопрос в том, что купят просто дороже. Вот это большая проблема для них. Это будет определяться условиями на рынке и условиями поставок. Условно говоря, тащить из Мексиканского залива [танкер] в какой-нибудь Египет — это значительно дороже, чем тащить из Черного моря. Ну, у нас [России] квота закончится, и будем поставлять!»

 

Еще задолго до начала спецоперации на Украине, в 2020 году, Россия ввела специальные ограничения на продажу своего зерна другим странам. Так, в первый пандемийный год квота действовала с апреля по июнь. На следующий, 2021-й, правило сохранили: квота работала с 15 февраля до 30 июня (17,5 миллиона тонн пшеницы, ржи, кукурузы и ячменя). Квота не распространяется на поставки в страны ЕАЭС. В 2022-м квоту также сохранили — с 15 марта по 30 июня — и разрешили ввозить без ограничений зерно в ЛНР и ДНР. 

 

«У нас есть квота по экспорту. Она почти вся выбрана. Так что эту нишу [на мировых рынках] мы сейчас не займем, — объясняет ситуацию Корбут. — А в дальнейшем — будет предложение интересное — будем поставлять!»

 

Как санкции бьют по российскому экспорту зерна

 

«Теоретически санкции не касаются ограничений поставок продовольственных и медицинских товаров. А по факту санкции есть и действуют очень просто, — сетует Корбут. — В первую очередь резко выросла стоимость фрахта [аренды кораблей] и страховки для международных перевозок, то есть есть логические ограничения. Кроме того, действуют очень жестко финансовые ограничения — проблемы с оплатой. Там, где расчеты шли как часы по минуткам, теперь уже могут быть дополнительные риски». 

 

«Вот уберут эти санкции, и цена на мировом рынке попрет вниз. Никуда она не денется. Потому что фундаментальных факторов (баланса спроса и предложения) нет. Тем более что сейчас на подходе новый урожай. И у нас нет намерений ограничить экспорт зерна с нового сезона», — добавил Корбут.  

 

Летом и осенью российские хлеборобы могут установить новый рекорд, рассказал глава Ассоциации дилеров сельскохозяйственной техники «АСХОД» Павел Репников, но вот в 2023-2024 годах Россию ждут большие проблемы. 

 

«Сейчас планируется сбор зерна больше, чем в следующем году. По всем прогнозам мы соберем больше 130 миллионов тонн. Износ техники, которая работает на уборке (урожая) значительно увеличится. Соответственно, проблема возникнет даже не в этом году, а в следующем. Сейчас это будет слабо прослеживаться, в следующем году сильно, а через два года ситуация будет критической», — отметил Репников.  

 

На полях работают как иностранные, так и отечественные машины, однако и для одних, и для других требуются качественные импортные запчасти. Именно с поставкой такой «мелочевки» возникают большие трудности, объясняют эксперты. 

 

«Современные модели комбайнов, которые производит «Ростсельмаш», — у них очень высокая доля импортных комплектующих, — рассказывает Репников. — Модели стандартные полностью локализованы, и с ними нет никаких проблем. Но с серьезными, высокопроизводительными машинами, те которые используют экспортеры зерна — на юге, с большими площадями, вот таких машин как раз и не будет. Либо будет, но ограниченное количество. При этом полностью импортные машины вообще могут выпасть из производства. Доля таких машин небольшая, но она приходится на продвинутые хозяйства Южного федерального округа».

 

По словам Репникова, ремонтировать комбайны могут начать так же, как и импортные самолеты, — путем разбора на запчасти, но это поможет решить проблему лишь частично: «Импортозамещение сможет снять проблему, но не полностью. Снимаются быстрооборачиваемые части: фильтры, ремни. А если двигатель, трансмиссии, мосты — ничего не заместить и не привезти из-за рубежа».

 

«Например, запрещена к нам поставка подшипников, — обращает внимание Корбут. — Как вы догадываетесь, без подшипников ни автомобиль, ни кофеварка работать не могут. Насколько я слышал, Минпромторг уже готов объявлять тендеры на разработку технологий ремонта и восстановления».

 

С параллельным импортом также могут возникнуть сложности, указывают эксперты. «Параллельным импортом можно привезти запчасти, но не все. Если производители будут закрывать глаза на то, что запчасти повезут в Турцию, то тогда проблем не будет, — объясняет Репников. — Например, завод John Deere, он может закрыть глаза, а может ограничить поставку. Вот, например, в Казахстане существует четкий запрет на поставку запчастей в Россию. То есть от казахских дилеров запчасти мы не получим. Причем запрет на поставку идет не от казахских властей, а от заводов-изготовителей. Если будут поставлять, то с ними разорвут отношения».

 

Еще один вариант решения проблемы — закупка б/у техники. «Был же период, когда к нам поставляли подержанные импортные комбайны: они лет пять отработали в Германии, немцы их доводили, ремонтировали, необходимые агрегаты заменяли и поставляли нам по более дешевой цене. Они прекрасно еще 10 отрабатывали!» — вспоминает Корбут.  

 

«Лично мое видение, как выйти из ситуации, — чисто политический выход. Осуществлять поставки сельхозпродукцию за границу при условии предоставления нам запасных частей, удобрений, семян и прочего», — уверен Репников.  


При этом он считает, что текущий ажиотаж на сельскохозяйственных рынках создан искусственно: «Мое мнение, что все это спекуляция. Зерна навалом вполне, просто на международном рынке его будет чуть меньше, чем в прошлом году. Просто в Европе неурожай, Индия темпы притормозила. Кто-то на спекуляциях зарабатывает деньги, кто-то разыгрывает чисто политические карты». 

Читайте там, где удобно: добавьте Daily Storm в избранное в «Яндекс.Новостях», подписывайтесь в Дзен или Telegram.

Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...