St
От самосвалов до самолетов: какой транспорт Россия производит совместно с Китаем
Компании из Поднебесной активно вкладываются в производство авто в Калининграде и Приморье и будут строить с РФ авиатехнику

От самосвалов до самолетов: какой транспорт Россия производит совместно с Китаем

Компании из Поднебесной активно вкладываются в производство авто в Калининграде и Приморье и будут строить с РФ авиатехнику

Грузовики китайской компании FAW, произведенные в Приморье компанией Юбо-Сумотори Фото: © sumotori.ru

В последние годы Китай активно вкладывается в транспортные проекты в России. Страны вместе строят грузовики и автобусы с газомоторными двигателями как под российскими брендами КАМАЗ и НЕФАЗ, так и под китайским FAW. Стороны собираются запускать самолет CR-929, который может составить конкуренцию воздушным судам американской корпорации Boeing, и разработать аналог советского тяжелого вертолета Ми-26. Большинство проектов с российской стороны будут курировать структуры «Ростеха». Daily Storm изучил их: рассказываем, на каких российско-китайских разработках будут ездить и летать россияне.


От Приморья до Калининграда


Китайская автомобилестроительная компания FAW (First Automotive Works) запустила в России сразу несколько проектов. В Приморье собирают грузовики FAW, в Калининграде — кроссоверы. Оба проекта были запущены FAW совместно с российскими компаниями.


FAW давно работает на российском рынке, ежегодно поставляя в страну сотни своих машин. В 2008 году компании удалось продать в России около 1200 автомобилей. Правда, после кризиса, начавшегося в 2014 году, поставки китайских грузовиков резко сократились. В 2015 году Китай смог реализовать в России немногим больше 200 машин. Вероятно, производитель хочет поправить ситуацию, локализовав производство своих автомобилей в РФ.


В Приморском крае компания запустила сборку грузовиков. В регионе было создано совместное китайско-российское предприятие «Юбо-Сумотори». Теперь на новом заводе собирают самосвалы, автобетоносмесители и бензовозы. Пока автомобили полностью состоят из китайских деталей, позднее часть комплектующих будут производить в Приморье. Ежегодно завод сможет выпускать до двух тысяч грузовиков. Машины планируют продавать на российском рынке. Запуск проекта потребовал 28 млн рублей.


Одним из первых покупателей машин китайской сборки стала компания, добывающая в Приморье уголь, — ООО «Разрез Полтавский». Большая часть добываемого сырья отправляется в Китай (по итогам 2018 года компания планирует добыть 150 тысяч тонн угля). Первый год работы «Разрез Полтавский» закончился для компании убытком, и против нее даже был подан иск с требованием признать ее банкротом.


Китайцы готовы покупать у компании еще больше твердого топлива. Дело в том, что уголь в Приморье на 40% дешевле кузбасского. Интересно, что «Разрез Полтавский» перевозит уголь в Китай как раз на тех грузовиках, что собраны в Приморье из китайских комплектующих FAW. Машины доставляют уголь к точкам продажи и к морским портам.


undefined
Грузовики китайской компании FAW, произведенные в Приморье компанией Юбо-Сумотори Фото: © primorsky.ru

В Калининграде FAW вместе с российским «Автотором» (выпускает иностранные легковые автомобили в России: BMW, Chevrolet, Hummer, Kia) запустила производство кроссоверов. Проект предполагает полный цикл производства.   


Сборка машин начнется на мощностях, где раньше собирали автомобили американской компании General Motors. Затем планируется создать дополнительные цеха, это позволит производить авто по полному циклу. Там можно будет ежегодно собирать до 50 000 машин. Этот проект обойдется гораздо дороже производства грузовиков в Приморье, только на первом этапе в него придется вложить порядка 750 млн рублей. Общий объем инвестиций в проект должен составить около 10 млрд рублей.


Собранные в Калининграде автомобили хотят продавать как в России, так и отправлять на экспорт: на Ближний Восток, в Иран и Турцию.


Планировалось также оснастить российский грузовик, который производится на заводе «Урал» (холдинг «Русские машины»), агрегаторами производства китайской компании BeiBen. Это должно удешевить производство машины, сделав ее более конкурентоспособной. Китайские комплектующие также предлагалось установить на автомобили ГАЗ.


На китайском моторе


Газомоторные автомобили собирают в Татарстане и Башкортостане. На ремонтно-механическом заводе РариТЭК в Набережных Челнах отечественные машины оснащают китайскими двигателями Yuchai. Такие моторы ставят на КамАЗы, самосвалы и автобусы НЕФАЗ.


undefined
Автобусы Lotos с китаййским мотором Фото: © raritek.ru

До заключения контрактов с компанией из Поднебесной КАМАЗ (принадлежит корпорации «Ростех») и его «дочка» НЕФАЗ сами собирали двигатели. Этим занималось камазовское СП «Федерал-Могул Набережные Челны». Но в отечественных двигателях обнаружилась неисправность: поршни якобы не выдерживали температуру горения метана (природный газ) и плавились. Производитель объяснял это неприспособленностью двигателей к городским маршрутам —  при низкой скорости автобуса и малых пробегах температура в двигателе становится слишком высокой.


Перевозчики Набережных Челнов, попользовавшись автобусами в лизинге, возвращали их обратно производителю. Автобусы якобы часто выходили из строя. Городским властям не удалось полностью пересадить пассажиров на газомоторные автобусы отечественного производства.


В Казани с закупкой газомоторных машин тоже возникли проблемы. По данным СМИ, столица региона еще в 2014-2015 годах собиралась купить почти две сотни автобусов НЕФАЗ, но сделка тогда не состоялась. Казанских перевозчиков якобы не устроили отечественные комплектующие. Да и стоимость автобусов на фоне кризиса подросла. В 2018 году каждый НЕФАЗ обходился властям примерно в 5,5 млн рублей. Регионы закупали за счет бюджета.


undefined
Автобус НЕФАЗ Фото: © nefaz.ru

Впрочем, Татарстан все же закупил около сотни отечественных автобусов, работающих на природном газе. Машины также поставлялись в Крым, Вологду и Екатеринбург.


Российско-китайские проекты в небе


Россия и Китай проектируют новый пассажирский самолет CR-929 (ШФДМС), который должен стать конкурентом авиалайнерам американской и французкой корпораций Boeing и Airbus соответственно. Сейчас эти корпорации занимают большую часть рынка дальнемагистральных самолетов.


Разработка нового самолета обойдется России и Китаю в 20 миллиардов долларов. Проектом занимаются Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК — входит в «Ростех») и Китайская корпорация гражданского авиастроения (COMAC). Первый полет нового самолета ожидается в 2025 году. CR-929 при дальности полета 12 тысяч километров сможет перевозить 280 пассажиров.


undefined
Макет самолета CR-929 (ШФДМС) Фото: © wikipedia.org / Marc Lacoste

Разработчики считают, что самолет будет востребован на  растущих рынках авиаперевозок в Юго-Восточной Азии, в том числе в Китае.


Двигатель для нового самолета — ПД-35 — должна разработать российская компания «ОДК-Авиадвигатель». При создании мотора будут использованы так называемые материалы нового поколения, в том числе композиционные (как на российском МС-21). Однако производители не собираются ждать разработки ПД-35. Первые машины планируется оснастить двигателями американской компании General Electric.


Новый Ми-26


undefined
Вертолет Advanced Heavy Lifter (AHL)В Фото: © militaryfactory.com

Корпорация «Ростех» планирует совместно с Китаем создать тяжелый вертолет Advanced Heavy Lifter (AHL). Он должен стать прототипом отечественного Ми-26, который называют самым грузоподъемным вертолетом в мире (он может поднимать до 20 тонн груза в транспортной кабине и столько же на внешней подвеске). В этом проекте китайская сторона выступает заказчиком. Сборкой машины займутся «Вертолеты России» (дочерняя структура «Ростеха»). По данным СМИ, Китай может привлечь к созданию двигателя для нового вертолета украинскую компанию «Мотор Сич». Аналогов двигателю, который планируется создать для нового вертолета, пока нет ни в Китае, ни на Западе. Двигатели российского Ми-26 разрабатывал предшественник «Мотор Сич» — советский «Моторостроитель».


На Украине действует запрет на поставку вертолетных двигателей в Россию. Однако это не мешает государству их получать и собирать Ми-26 для экспорта.