Абхазская экономика держится в первую очередь на российских дотациях, которые составляют почти половину бюджета страны. За 10 лет Россия перечислила Абхазии десятки миллиардов. В 2018 году планируется направить 4,2 миллиарда рублей. При этом собственные доходы государственного бюджета запланированы на уровне 5,2 миллиарда рублей.
С Россией Абхазию связывают не только дотации, но и туризм (приносит республике около трети доходов). По разным оценкам, включая данные управления государственной статистики страны, 90-95% гостей Абхазии — из России. «Приезжают из Турции, преимущественно это абхазская диаспора, совсем небольшую часть составляют туристы из постсоветского пространства, например из Казахстана. Это люди, которые еще помнят советские Гагры, советскую Пицунду», — говорит руководитель сектора кавказских исследований Российского института стратегических исследований Артур Атаев.
Сервис Booking.com находит в Абхазии около 100 вариантов размещения для приезжих: от 200-300 рублей за ночь в кемпингах или отелях и до 40 тысяч рублей — за аренду гостевых домов.
Импульсом для развития абхазской экономики стала Олимпиада в Сочи, считает собеседник. Рабочие выезжали на вахтовую работу. Кроме того, в Сочи был огромный запрос на стройматериалы.
«Граница близко. Был огромный поток поставок песчано-гравийной смеси. Я сам тогда наблюдал обилие дробильных установок в Абхазии», — вспоминает Атаев.
Энергетика
Единственная электростанция, снабжающая энергией Абхазию, расположена на реке Ингур, на границе с Грузией. Поскольку ключевые объекты ГЭС находятся как на абхазской, так и на грузинской стороне, электростанция используется совместно. Это сильно затрудняет обслуживание и ремонт ГЭС, отмечает Атаев. (Ингури ГЭС — самая крупная гидроэлектростанция на Кавказе, была построена в 1970-х годах).
В 2019 году власти Грузии планируют начать ремонтные работы на ГЭС. Для этого предполагается остановить работу Ингура на 3,5 месяца.
Экспорт
Основной товар абхазского экспорта — это вино. В 2017 году 89% всех поставок Абхазии в Россию приходилось на алкогольные и безалкогольные напитки и уксус (47,5 миллиона долларов).
«Российские ретейл-компании с удовольствием берут абхазские вина. Они уже стали брендом. Прежде всего это «Амра», «Лыхны», это «Чегем», «Букет Абхазии». Они находят своего потребителя. Поставки идут исключительно в Россию, за исключением Южной Осетии», — объясняет заведующий сектором кавказских исследований РИСИ. Самый крупный производитель вина в Абхазии — компания «Вины и воды Абхазии», у которой есть несколько заводов. В Сухуме работают и небольшие предприятия по производству водки и коньяка.
В Абхазии также производят домашнее вино — оно продается в селах, но этот бизнес носит локальный характер и на государственном уровне не поддерживается, говорит собеседник.
России — мандарины, Грузии — орехи
Еще одним брендом Абхазии остаются мандарины. «Уникальные климатические условия в Абхазии располагают к выращиванию цитрусовых. В стране есть огромные плантации. Это очень динамично развивающийся бизнес», — отмечает Атаев, добавляя, что это сезонный бизнес. Большая часть абхазских мандаринов попадает на российский рынок.
В республике также производят много грецкого ореха, его собирают на юге страны, в приграничном с Грузией Гальском районе. Основные поставки идут в Грузию. По словам Атаева, это один из самых криминальных бизнесов в Абхазии, поскольку регламентированных экономических отношений с Грузией у государства нет. Он почти не облагается таможенными пошлинами и не отмечен в государственной статистике экономики Абхазии.
Южная Осетия
В Южной Осетии экономика полностью опирается на российские дотации. Восстановление инфраструктуры региона практически целиком финансируется Россией.
Собственные доходы Южной Осетии связаны с сельским хозяйством, никаких производств со времен СССР там не осталось, рассказывает заведующий сектором кавказских исследований РИСИ: «Был крупный завод «Эмальпровод» в советском союзе. Сейчас он не работает. В условиях, когда 50 тысяч населения и 4 тысячи квадратных километров, все было завязано на Тбилиси и на Гори. География предрасполагала к экономической интеграции в Грузинскую ССР».
Импульс развитию региона дает расположенная в регионе крупная российская военная база. «У офицеров высокие зарплаты, они имеют хорошую покупательскую способность. Это стимулирует развитие мелких производств: сыра, мяса, молочной продукции», — объясняет Атаев.
Как и Абхазия, Южная Осетия поставляет в РФ вино. Но оно не доходит до крупных российских рынков, до Москвы, Ростова-на-Дону и Санкт-Петербурга. Его продают в ближайших к Южной Осетии российских регионах.
Местные власти также делают ставку на усиление среднего бизнеса за счет выходцев из Южной Осетии, говорит Атаев. «Известный российский бизнесмен, глава компании «БТК групп» Таймураз Боллоев построил в Южной Осетии швейную фабрику. Там около 100 рабочих мест. Вадим Ванеев, владелец агропромышленного холдинга «Евродон», производитель мяса индейки, построил на въезде в Цхинвале (столице Южной Осетии) мясокомбинат.
Но самый главный козырь Южной Осетии — ее уникальное геополитическое положение, которое однако использовать не удается. Закрытые границы не позволяют развивать торговую доминанту региона. Через него мог бы идти огромный грузопоток между Россией, Арменией и Ираном. «Иран проявляет к региону большой интерес», — подчеркивает Атаев.
Справка
В августе 2008 года между Грузией с одной стороны и Абхазией, Южной Осетией и Россией с другой произошел военный конфликт, продлившийся всего пять дней. По итогам кампании Грузия окончательно потеряла контроль над своими бывшими регионами. Россия признала независимость Абхазии и Южной Осетии. Грузия вышла из СНГ.