Госсекретарь США Рекс Тиллерсон заявил, что в Штатах рассматривают вопрос о введении нефтяного эмбарго против Венесуэлы. Это ставит под угрозу не только находящуюся в глубоком кризисе экономику страны, но и возвращение кредита, выданного Венесуэле «Роснефтью».
Риски для России
«Роснефть» за последние годы одолжила венесуэльской государственной нефтяной компании PDVSA шесть миллиардов долларов (около 340 миллиардов рублей) на поставки нефти. Каракас гасит задолженность поставками «черного золота». В «Роснефти» ожидают, что долг окончательно будет выплачен в 2019 году.
Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков считает, что в случае введения США нефтяного эмбарго против Венесуэлы страна рискует остаться без денег и может приостановить или прекратить выплаты по долгу «Роснефти».
При этом он отмечает, что все будет зависеть от характера введенных санкций.
Так, например, США могут прекратить поставлять в Венесуэлу свою «легкую» нефть, с которой смешивают венесуэльскую высоковязкую для продажи ее на экспорт, отмечает Юшков. В таком случае Каракасу придется продавать нефть по более низкой цене. Кроме того, Каракас может потерять деньги, если США введут запрет на поставку в страну американских нефтепродуктов.
«Дело в том, что Венесуэла продает в США нефть, а закупает нефтепродукты, поскольку в стране не так много нефтеперерабатывающих предприятий, а нефть венесуэльская — высоковязкая низкокачественная, ее переработать нормально могут только американские заводы с хорошей глубиной переработки, у них это довольно рентабельно», — объяснил специалист.
В случае введения жестких санкций в Венесуэле могут начаться социальные волнения и даже смениться режим, считает Юшков. В таком случае под угрозой окажется не только выплата долга «Роснефти», но и ее совместные проекты с PDVSA. Напомним, «Роснефть» участвует в пяти проектах по добыче нефти в Венесуэле. Общая добыча, в которой участвует «Роснефть», составляет около 340 тысяч баррелей в сутки.
«Договоры на проекты «Роснефти» заключались при (бывшем президенте Венесуэлы Уго. — Примеч. «Шторма») Чавесе и (нынешнем президенте Николасе. — Примеч. «Шторма») Мадуро. В случае смены политического режима из-за ухудшения кризиса проекты могут оказаться под угрозой. Либо условия будут пересмотрены, либо присутствие «Роснефти» в Венесуэле вообще встанет под вопрос», — полагает эксперт.
Старший аналитик по нефтегазовому сектору Райффайзенбанка Андрей Полищук считает, что проекты «Роснефти», скорее всего, не пострадают от введения нефтяного эмбарго в отношении Венесуэлы. По его мнению, «Роснефть» больше рискует недополучить деньги от кредита, выданного венесуэльской госкомпании.
«Реструктуризацию госдолга мы уже видели, с этим долгом проблем пока не было, но риски не исключены», — подчеркнул Полищук.
В свою очередь, Венесуэле придется искать новые рынки сбыта и делать какие-то скидки. Кроме того, Каракасу, вероятно придется потратить больше денег на транспортировку, если нефть, например, будет поставляться в Китай.
Худшая экономика мира может стать еще хуже
Венесуэла — рекордсмен по доказанным запасам нефти в мире: она располагает 300 миллиардами баррелей нефти (это почти в три раза больше, чем у России).
При этом ситуация в стране катастрофическая — ВВП за последние годы сократился в три раза, а инфляция по итогам 2017 года достигла 2616%. В 2016 году Венесуэла возглавила список худших экономик мира, подготовленный агентством Bloomberg. Добыча нефти в стране за последние два года сократилась почти вдвое — с 2,82 миллиона баррелей в сутки до 1,6 миллиона. Соответственно сократился и ее экспорт.
Почти треть всей своей нефти Венесуэла поставляет недружественным США (около 600-700 тысяч баррелей в сутки). В случае запрета на поставки нефти в Штаты Венесуэла потеряет около трети валютных поступлений в бюджет.
В свою очередь, для Америки Каракас — не самый большой поставщик черного золота.
Всего в сутки США импортируют более восьми миллионов баррелей нефти (больше покупает только Китай – 8,5 миллиона баррелей). Больше всех в США экспортирует Канада. В 2016 году объем поставок достиг 3,2 миллиона баррелей в сутки. Также ключевым поставщиком нефти для США остается Мексика — больше одного миллиона баррелей в сутки. Еще один важный для США экспортер — Саудовская Аравия, до июня прошлого года Эр-Рияд поставлял в Америку также более одного миллиона баррелей в день, однако летом сократил экспорт до 850 тысяч баррелей, уступив Ираку, который в сентябре поставил в Штаты 871 тысячу баррелей «черного золота».
При этом США сами наращивают экспорт нефти и собираются в этом году догнать по объему добычи Россию и перегнать Саудовскую Аравию, добывая более 10 миллионов баррелей в сутки.
Именно с резким ростом добычи Штатами нефти эксперты, в частности, связывают заявление Тиллерсона о возможном нефтяном эмбарго для Венесуэлы.
Экспорт неочищенной нефти из Венесуэлы сейчас находится на самом низком уровне с 1991 года, отмечает эксперт по политике США Арег Галстян. По его мнению, в Сенате США действительно могут принять соответствующие поправки.
Галстян полагает, что новые санкции будут касаться операций с облигациями, которые выпускают нефтедобывающие компании Венесуэлы, поскольку «вводить секторальные санкции в нефтяном секторе нет необходимости». При этом он считает, что ограничения будут иметь краткосрочный характер, поскольку Венесуэла и так «находится в полуразрушенном состоянии с социально-экономической точки зрения», и режим должен распасться сам», утверждает Галстян.
«С точки зрения американцев, остатки боливийских режимов мешают демократизации на американском континенте», — пояснил он.
C этим не согласен ученый секретарь Института Латинской Америки (ИЛА) РАН Дмитрий Розенталь. «США вряд ли ставят цель свергнуть режим (президента Венесуэлы Николаса. — Примеч. «Шторма») Мадуро, скорее — продемонстрировать давление» и показать американскому народу, что Трамп выступает за проведение демократических реформ в Венесуэле, считает эксперт.
Розенталь также отмечает, что Венесуэла — «давнишний клиент американцев», у Вашингтона и Каракаса давно налаженные связи. Венесуэла экспортирует свою нефть в США на протяжении всего XX века, и, конечно же, у американцев есть вся инфраструктура для переработки «тяжелой» венесуэльской нефти, для них это не составляет какого-то труда, подчеркивает специалист.
В свою очередь, ведущий научный сотрудник Института стран Латинской Америки Виктор Семенов связывает угрозы о введении нефтяного эмбарго для Венесуэлы с попыткой США «оказать давление» на руководство Венесуэлы перед выборами, которые пройдут в стране в этом году.
«Возможно, это попытка дать стимул Мадуро, чтобы он пошел на какие-то уступки (в переговорах с оппозицией. — Примеч. «Шторма»), сделал бы выборы прозрачными, чтобы пустили наблюдателей», — предполагает специалист.
По его мнению, США не намерены вводить торговую блокаду, поскольку в покупке сернистой «тяжелой» венесуэльской нефти заинтересован ряд американских нефтеперерабатывающих заводов в Техасе. Однако если такое решение будет принято, Венесуэла попытается переориентировать нефтяной экспорт на другие страны, в частности, на Индию, считает Семенов. Такой позиции придерживается и сам Мадуро — в декабре он заявил, что Венесуэла готова «собрать вещи» и перейти с американского рынка в Азию.
В свою очередь Дмитрий Розенталь считает, что если решение о запрете поставок венесуэльской нефти в США все-таки будет принято, это может быть огромной трагедией для Венесуэлы с точки зрения экономического развития.
Доля поставок в США составляет более 40% от всего экспорта венесуэльской нефти, это около 600-700 тысяч баррелей в сутки. Нефть, в свою очередь, занимает 96% венесуэльского экспорта, «это очень много, поэтому падение цен на нефть так сильно отразилось на экономике страны», объясняет Розенталь.
«Каракас и так нуждается в финансовых поступлениях, он испытывает нехватку валют, и потеря такого значительного количества финансовых поступлений (от продажи нефти в США) для страны, находящейся в условиях экономического кризиса, страдающей от дефицита продуктов первого потребления, станет огромным ударом: и для правительства Мадуро, и для населения», — подчеркивает эксперт.
Он отмечает, что Венесуэла и без санкций сокращает свои поставки нефти, в том числе в Штаты, в Китай и в страны Латинской Америки из-за сокращения добычи. Падение добычи связано с технологическим отставанием, а также с очень высоким уровнем коррупции, финансовым кризисом и нехваткой иностранных инвестиций, объясняет Розенталь.
История санкционных походов США
Иран
Санкции в отношении Ирана США ввели еще в 1979 году, когда в стране произошла исламская революция. Тогда сторонники революции захватили американское посольство и взяли в заложники по разным оценкам от 60 до 90 человек. После этого США разорвали дипломатические отношения с Ираном (они не восстановлены и по сей день). А в апреле 1980 года США ужесточили меры, запретив американским компаниям экспортировать в Иран большинство товаров, включая продовольствие и медикаменты. Кроме того, США запретили американцам посещать Иран и ввели полное экономическое эмбарго на импорт любых иранских товаров. Запрет коснулся и важных для иранского экспорта товаров: черной икры, нефти, фисташек и ковров.
Позднее Штаты неоднократно продлевали торговые ограничения в отношении Ирана. Последний раз санкции были продлены в ноябре 2017 года президентом США Дональдом Трампом. Как отмечает американист Арег Галстян, существует несколько пакетов торговых ограничений против Ирана, большинство из них касается ядерной программы страны, которая, по мнению США, нарушала Договор о нераспространении ядерного оружия.
«Вводя ограничения в отношении Ирана, в Вашингтоне надеялись дестабилизировать экономическую ситуацию в стране, чтобы люди начали задумываться о необходимости нынешнего режима, который не может их прокормить», — считает Галстян. По его словам, санкции против Ирана оказались эффективными, поскольку «иранцы были вынуждены пойти на уступки».
Куба
Санкции против Кубы США ввели в 1960 году, вскоре после свершившейся в стране революции и прихода к власти Фиделя Кастро, который объявил о социалистическом характере Кубинской революции, сделав ставку на сближение с СССР.
Советский Союз тогда начал закупать кубинский сахар и поставлять в страну нефть, продовольствие, оборудование, сельскохозяйственную технику и другие товары. Кроме того, страны начали тесно сотрудничать в военной сфере. В ответ США ввели режим эмбарго в отношении Кубы, а в январе 1961 года разорвали дипломатические отношения.
В 1963 году США приняли «Закон о торговле с врагом», до предела ограничивающий двустороннюю торговлю с Кубой (последний раз был продлен в 2014 году). Гавана называет американские санкции «актом геноцида кубинского народа». С точки зрения США, ограничения оказались максимально эффективными, говорит Галстян.
Северная Корея
В 1950 году США установили торговое эмбарго в отношении КНДР из-за войны на Корейском полуострове. Экономическая изоляция страны была смягчена в 1980-х, а в 2008 году торговые санкции против Пхеньяна за корейскую войну были сняты окончательно. Однако ядерная программа КНДР стала причиной новых ограничений. Они предполагают запрет импорта товаров из КНДР в США, при этом экспорт регулируется специальными лицензиями. Санкции также коснулись ряда предприятий и чиновников.
Позднее, в 2006 году санкции против КНДР после испытания страной ядерного оружия также наложил Совбез ООН. В дополнение к этим ограничениям ряд стран ввел против Северной Кореи свои санкции.
Американские санкции против КНДР, по мнению Галстяна, не достигли целей из-за покровительства Китая и Советского Союза.
«Китай по-прежнему патронирует КНДР и не собирается сдавать США северокорейский режим», — уверен Галстян.
Напомним, США также водили торговые ограничения против Сирии, Ирака, Cудана, Бирмы (теперь — Мьянма) и России.