St
Эсэсовцев протащили в МГУ под шумок
18+
Почему философский факультет МГУ пригласил на научную конференцию неонацистов из движения «Сорок сороков» Фото: © Агентство Москва

Эсэсовцев протащили в МГУ под шумок

Почему философский факультет МГУ пригласил на научную конференцию неонацистов из движения «Сорок сороков»

Фото: © Агентство Москва

Инициативная группа МГУ (сокращенно ИГ) вывесила на своих страничках в соцсетях тревожную новость: философский факультет пригласил на Панаринские чтения православных радикалов из движения «Сорок сороков». Целая секция респектабельной политологической конференции была отдана Андрею Кормухину и его друзьям из числа бывших футбольных хулиганов, которые больше всего знамениты драками со старухами-коммунистками в московских парках, молебнами против «Матильды» и другими действиями, нацеленными на укрепление русского культурного кода.


ИГ — это такие социально чувствительные студенты и преподаватели, которых почему-то занесло не в НИУ, не в ЕУ, не в РГГУ, а в наиболее консервативный из хороших вузов страны. Они постоянно выступают за повышение зарплат работникам, за скверы вместо храмов, за европейские ценности и научное мировоззрение.


Представители этого сообщества заявили, что движение «Сорок сороков» — неонацистское, так как в его составе очень много правых футбольных хулиганов, выходцев из банд скинхедов и прочей консервативной молодежи. Кроме того, в названии организации, очевидно, содержится аллюзия на отряды охраны Гитлера. Инициативники поставили вопрос так: «Должен ли университет защищать себя от ультраправых радикалов?» 


Они также написали, что депопуляцию вызывает вовсе не низкая рождаемость, а высокая смертность трудоспособного населения, и вообще, Маркс с Энгельсом — это вовсе не сатанизм.


А еще — потребовали от декана философского факультета Владимира Миронова публичного комментария.

Читайте там, где удобно, и подписывайтесь на Daily Storm в Telegram, Дзен или VK.

Фото: © facebook.com/vlamironov

В беседе со «Штормом» Миронов признался, что ему не очень нравится, когда какие-то анонимные люди «призывают его к ответу» — и хорошо еще, не требуют повесить. «Я не буду отвечать на заявление в таком виде. Вот если они придут ко мне, представятся, я обязательно с ними подискутирую», — сказал он «Шторму», сравнив заявление ИГ с доносом.


По словам Миронова, «Сорок сороков» — вовсе не фашистская организация. Одиозная — да, но на философских конференциях вообще много одиозных людей. Мыслить самостоятельно — это в целом довольно одиозно. Декан отметил, что со стороны факультета конференцию организовывала кафедра философии политики и права, она и пригласила на сессию православную молодежь. «Был только один инцидент, который, как мне сказали коллеги, быстро удалось преодолеть. Это была попытка представителей организации повесить свой баннер. Им было быстро указано, что баннер они вешать не имеют права, так как это научная конференция. Они его сняли», — рассказал «Шторму» декан. Он, впрочем, думает, что некое общее заявление от факультета все-таки будет составлено и опубликовано на сайте.


Конференция, о которой идет речь, Панаринские чтения, прошла на факультете еще в середине ноября. Причем «инцидент» с православными активистами так и остался бы незамеченным, если бы иговцы не привлекли к нему внимание несколько недель спустя. 


Источник в академической среде сказал «Шторму», что до скандала даже на самом факультете никто не знал, что «Сорок сороков» вошли в здание. Он отметил, что, скорее всего, сороковников «протащил под шумок» профессор Валерий Расторгуев. Так как для крупных конференций это вообще штатная ситуация: в общей суматохе туда нет-нет да и проникают какие-то фрики. 


По словам источника, на секцию «Сорока сороков» не пришел никто, кроме самих православных активистов, ни одного сотрудника МГУ, кроме профессора Расторгуева, там не было. Фактически активисты агитировали сами себя.

Еще один источник «Шторма», бывший сотрудник факультета, досадует на то, что организаторы чтений были предупреждены о том, кто такие «Сорок сороков», и о том, что их участие, будь то в роли докладчиков или просто гостей, будет неизбежно сопряжено с серьезными репутационными рисками. Однако те только отмахнулись.


«Оргкомитет проявил неуважение к памяти Панарина, к коллегам политологам, к факультету, к декану. И к сожалению, с учетом того, как оргкомитет с каждым годом собирает пул участников, к этому все и шло», — считает бывший сотрудник факультета. Он подчеркнул, что раньше Панаринские чтения были заметным событием для российской политологической сцены, однако в последнее время благодаря неразборчивости оргкомитета все больше превращаются в «сборище разномастных фриков».


Между тем доцент философского факультета МГУ Вячеслав Данилов говорит, что появление эсэсовцев в стенах научной институции — часть мирового тренда. Он напомнил, что в октябре в Нью-Йорке случилась похожая история, когда Центр Ханны Арендт в лице директора Роджера Берковица и Бард-колледж (Нью-Йорк) в лице руководителя Леона Ботштейна пригласили для участия в конференции о кризисе современной демократии немецкого философа и идеолога движения «Альтернатива для Германии» Марка Йонгена. Он должен был рассказать об идеях европейских альт-райтов.


«Буквально на следующий день разразился скандал, а открытое письмо с осуждением факта выступления в американском университете немецкого правого интеллектуала подписали десятки американских авторитетных мыслителей. Разумеется, организаторов обвинили в неуважении к памяти Ханны Арендт, назвав заодно Йонгена никому не известным до появления в качестве члена AfD философом», — поведал Данилов.


Философ отметил, что казус на философском факультете МГУ возвращает нас к дискуссии о том, можно ли приглашать правых в университетскую аудиторию — не в качестве преподавателей, конечно, а в качестве участников разговора. Абсолютное большинство американской профессуры жестко стоит на том, что диалог с правыми недопустим ни в каком виде. Сам же Данилов полагает, что академия не должна уклоняться от таких дискуссий, ведь левым интеллектуалам нужен опыт живого столкновения с аргументами противника, а исследователям — понимание того факта, что перед ними — не бумажный тигр. В любом случае доводом в подобном споре вряд ли может быть эмоциональная реакция или публичный донос.

Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...