close
Пленка крутится, лавэха мутится
13:26, 10 нояб. 2017
Фото: © GLOBAL LOOK press/Ekaterina Tsvetkova

Госдума защитит авторские права актеров

В подготовке закона о роялти для киношников участвует Евгений Миронов
Фото: © GLOBAL LOOK press/Ekaterina Tsvetkova
В подготовке закона о роялти для киношников участвует Евгений Миронов

Актер Евгений Миронов обратился к председателю Государственной думы Вячеславу Володину и лидерам парламентских фракций с просьбой поддержать законопроект о денежных отчислениях артистам и режиссерам от показов созданных ими фильмов. Он сказал, что пакет поправок к соответствующим статьям Гражданского кодекса будет внесен на рассмотрение депутатами уже скоро.


«Просьбу от всего актерского цеха» актер озвучил на заседании думского «киноклуба». На синефильский парламентский кружок он пришел вместе с режиссером Владимиром Хотиненко презентовать сериал «Демон революции», в котором Миронов исполнил роль Владимира Ленина.


В своей эмоциональной речи актер назвал позорными действующие нормы гражданского законодательства. По ним режиссеры и актеры не получают никаких выплат ни от кинотеатрального проката их работ, ни от демонстраци их в телеэфире. «Татьяна Лиознова, создатель культовых «Семнадцать мгновений весны», которые мы все знаем наизусть, в старости какое-то время вынуждена была жить в нищете. Я считаю, это позор, такого быть не должно», — агитировал Миронов депутатов. Он отдельно подчеркнул важность защиты авторских прав и режиссеров, и артистов кино, сославшись на международную практику и недавнее думское законотворчество.

Миронов вспомнил мартовские поправки в Гражданский кодекс, которые среди прочего закрепили за театральными режиссерами-постановщиками статус авторов с правом на процент от всех доходов, полученных от показа их произведения. А это и сборы театральных касс, и выплаты телеканалов за право трансляции постановок в записи. Статус авторов с правом на вознаграждение еще в ходе чтений предлагали распространить и на актеров, занятых в постановках. И вот вслед за театром спрведливости потребовало кино.

Председатель комитета Госдумы по культуре Станислав Говорухин подтвердил «Шторму» факт разработки законопроекта, так эмоционально анонсированного Мироновым. По его словам, для подготовки поправок в часть 4 ГК РФ, регулирующую авторские права, создана рабочая группа. В нее вошли специалисты по авторскому праву и кинематографисты, включая самого Миронова. Слова Миронова Говорухин опроверг лишь в одном — актер немного погорячился, сказав, что проект можно будет внести уже «скоро». «Создание законопроекта — всегда дело небыстрое, а этот документ пока еще на ранней стадии разработки — скажем, предварительной подготовки». Сам Говорухин в рабочую группу не входит, поэтому он затруднился назвать даже примерную дату готовности проекта, равно как и сформулировать сущность предлагаемых поправок. Назвать главных инициаторов проекта Говорухин также отказался, обтекаемо назвав их «группой артистов и режиссеров».


undefined
Фото: © GLOBAL LOOK press

Вопросу авторских отчислений актерам и режиссерам кино столько же лет, сколько действующему Гражданскому кодексу. С упразднением советского авторского права в прошлое отошла и модель «социалистических роялти», гарантировавшая творцам стабильный доход на долгие годы. Новое законодательство процентов от проката актерам и режиссерам не обещало, оставив за ними лишь разовые гонорары. Обязательства советского государства по вознаграждению авторов за каждое использование их произведений Российская Федерация брать не стала, посчитав их неподъемными. На смену старой системе так и не пришло ничего нового.


Авторские права создателей «аудиовизуального произведения» регулируются статьей 1263 ГК РФ. В ней сказано, что исключительные права на картину или телефильм в целом, как и все доходы от их использования, принадлежат одному человеку — «изготовителю», то есть продюсеру. Режиссер, сценарист и композитор, сочинивший оригинальный саундтрек, признаются «авторами». По факту это значит лишь то, что это конкретное произведение создали эти самые люди по своему разумению. Актеров часть 4 ГК относит к категории «исполнителей», то есть они лишь участвуют в создании произведения, воплощая замысел других лиц.


Из всех участников кинопроизводства право на проценты с показов имеет только композитор. Чем он лучше остальных, с наскоку не поймет и подготовленный цивилист. По некоторым сведениям, наши законодатели уступили хорошо организованному и активному композиторскому лобби. Другие источники утверждают, что авторы кодекса сдули этот пункт у французских коллег, а они композиторов выделяли как авторов самостоятельного произведения, хоть и написанного для фильма, но полноценного.


Даже с композиторскими роялти все не так гладко. Нарекания вызывает реализация нормы, в частности, работа по сбору причитающихся процентов. Функции коллектора и распределителя композиторских денег по ст. 1263 возложило на себя созданное в 1994 году РАО — Российское авторское общество. В некоторые годы оно раздавало вдвое меньше средств, чем успевало собирать. Многие композиторы спустя годы с удивлением узнавали о причитавшихся им процентах: денег этих они не видели. При Мединском доля отчислений авторам музыки снизилась с 3% в редакции ГК 1993 года до 1%.


От отсутствия роялти страдают все создатели аудиовизуальных произведений, сильнее прочих — упомянутые Мироновым киноветераны, а также мультипликаторы. Последние после распада Советского Союза надолго лишились самой финансовой возможности работать. Только с восстановлением прокатного рынка и инфраструктуры в начале нулевых российская анимация смогла начать зарабатывать на полнометражных лентах (под которые все равно надо искать инвестиции). Короткометражной анимации с ее зависимостью от телевидения пришлось еще труднее. В последние годы ситуация отчасти выправилась за счет мультсериалов, срочных подрядов и использования студиями новых схем изыскания средств. Однако об авторских отчислениях речь по-прежнему не идет.


undefined
Фото: © Агентство Москва/Киселев Сергей

Вопрос о несправедливости гражданско-правовой нормы и ее исправлении поднимается регулярно. Первым о необходимости что-то сделать со ст. 1263 заговорил вскоре после ее вступления в силу ныне покойный глава Гильдии киноактеров России Евгений Жариков. В последний раз проблема авторских отчислений обсуждалась на уровне замминистра культуры в 2014 году, когда Россия готовилась присоединиться к Пекинскому договору об аудиовизуальных исполнениях. Документ этот призван изменить статус исполнителей, наделив их авторскими правами и правом на вознаграждение от использования произведения. Россия тогда подписала договор, но он вступит в силу, когда к нему присоединятся 30 государств. Сейчас их только 11. Тогда же на волне обсуждений международных соглашений российские сценаристы попробовали заикнуться о том, что им, как и композиторам, роялти совсем бы не помешало. Конец, как говорится, немного предсказуем.


Борьба со статьей 1263 стала практически делом жизни для члена Общественной палаты, председателя Независимого профсоюза актеров театра и кино Дениса Кириса — о ней он говорит, как Катон о разрушении Карфагена, так же часто и с таким же накалом эмоций. В своем выступлении в Думе Миронов, сам того не зная, во многом воспроизвел именно его риторические приемы (даже образ пожилого кинематографиста, загибающегося в нищете).


По словам Кириса, попытки изменить статью 1263 раз за разом терпели фиаско не из-за недостаточно убедительных доводов и даже не из-за несовершенства регулирующей проблему нормативной базы. Главная причина — в мощном противодействии продюсерского сообщества, крайне сплоченного и влиятельного. Их аргументация часто справедлива. Ведь для продюсера доход от проката — это и есть финансовый результат предприятия. В российских условиях он и так непредсказуем и нестабилен. А ведь в этой куче золотых мерцают и дивиденды инвесторов, которые надо отдавать, и капитал для следующего проекта.


Кирис рад, что Миронов поднял тему авторских отчислений, но он не слишком верит в то, что попытка Евгения изменить законодательство окажется успешнее предыдущих. «Эффективно противопоставить продюсерскому лобби, традиционно сильному в Министерстве, можно только коллективные усилия работников кино по защите прав, а не политические заявления», — уверен он. В качестве успешного примера работы профсоюзов он приводит голливудскую индустрию: гильдии киноработников США десятилетиями боролись со студиями за свои интересы и сумели в итоге выстроить эффективную систему сдержек и противовесов, которая работает как часы: «Даже если роялти — считанные центы за пару секунд экранного времени, эти отчисления обязательно попадут на нужный счет».


Тем не менее профсоюза, хоть немного напоминавшего бы по влиянию Гильдию киноактеров США, в России вообще нет ни в одной области. А вот шансы «поправок Миронова» можно оценить как высокие, коль скоро артист заговорил о нем в присутствии Вячеслава Володина. Вероятно, идея эта уже как минимум получила поддержку председателя Госдумы: дружба актера и спикера российского парламента — факт широко известный.