В годовщину трагедии на Чернобыльской АЭС Daily Storm поговорил с блогером BadComedian (Евгений Баженов) о том, как тема ядерной катастрофы отражена в массовой культуре России и Запада.
— Евгений, смотрели ли вы новый сериал Fallout? Как он вам?
— К сожалению, еще не посмотрел. Но, по оценкам, сериал получился хорошим. Я был неправ, когда думал, что будет ужасно, отвратительно, и говорил заранее, что сериал не получится. Это, видимо, воспитание временем — когда всякие ремейки, ребуты и экранизации выходят плохие, уже не надеешься ни на что и заранее видишь какие-то маркеры, указывающие, что сериал будет не канон. Я это увидел в Fallout, и мне показалось, что будет ужасно.
Я доверяю народным рейтингам, и если зайти на Reddit и на зрительские сайты критиков, там неплохие оценки, судя по отзывам большинства. Сериал как минимум стоит того, чтобы ознакомиться. Сейчас с работой над обзором застрял, как только доделаю — обязательно примусь смотреть Fallout.
— По вашему мнению, в кино и видеоиграх тема ядерной катастрофы сейчас пользуется популярностью?
— Мне кажется, сейчас больше роляет бренд. Например, пользуются ли популярностью идеи заболеваний, спор и зомби, или же это просто бренд Last of Us хороший? Думаю, больше зависит от бренда. Сериал HBO про Чернобыль — это все-таки отдельный продукт, он появился без бренда, там можно спорить. А в случае с Fallout все-таки бренд, причем один из самых сильных в активе Bethesda. Он известен и популярен в новой итерации. Поэтому больше надо смотреть, что за бренд, нежели что за тема.
— Ка думаете, человечество в реальной жизни близко подошло к ядерной катастрофе?
— Мне кажется, что техногенные катастрофы в перспективе всегда очень близки. Понятно, что все носятся с Чернобылем и припоминают его все время, но кто мог подумать про японскую Фукусиму? Казалось бы: японцы, точные расчеты. Все время издеваются над российским авось, но в Японии на него не полагались. Это случиться может где угодно и когда угодно, не угадаешь. И угроза этого никогда не уходила, она была всегда.
Из-за активизации напряжения в мире сейчас, наверное, больше шансов на ядерную катастрофу. Но я не думаю про прямую конфронтацию, как было во времена принципиального конфликта — холодной войны. Тогда конфликт был принципиальнее, чем сейчас. Здесь видно, что державы торгуют, поддерживают контакты на уровне бизнеса, а тогда была несколько иная ситуация. Если вспомнить еще и Карибский кризис, ситуация была серьезнее. Может быть, это выглядит так с моей точки зрения, а историки мне скажут, что мне кажется. Но это мое суждение.
— На Западе в массовой культуре отношение к ядерной угрозе отличается от взгляда на нее в СНГ. Те же игры «Метро» или «Сталкер» намного более мрачные и рисуют картину полной безнадеги. Почему наши с ними взгляды отличаются? И кто, по-вашему, лучше описывает всю проблематику ядерного апокалипсиса?
— Я бы не сказал, что по крайней мере оригинальные части Fallout (1997-1998 годов) позитивные. Там был жесткий черный юмор, много иронии и постиронии, но некоторые истории там подкидывали ужасные. До сих пор помню, когда я играл, с работорговцами были страшнейшие развилки. Это нереалистичный постапокалипсис, поскольку это ретрофутуризм. Этим Fallout меня и притягивает, что у него интересная оболочка. К реалистичному апокалипсису, мне кажется, уже привыкли к тому моменту в кино, а вот ретрофутуризм был чем-то новым.
На Западе было очень много серьезных фильмов, например, страшная картина «Нити». «Безумный Макс» относительно несерьезный, но все еще жестокий и ужасный. В игровой индустрии не припомню про постапокалипсис крупных проектов. Они наверняка были, просто не такие популярные.
А в России и СНГ «Сталкер» и «Метро» попали в нерв. Наложился не только постапокалипсис, а в целом эсэнгэшная странная романтика. Скорее это наша специфика. Есть проекты, которые не стали такими культовыми. С «Письмами мертвого человека» не носятся как с каким-нибудь «Сталкером». И в его основе «Пикник на обочине», который отличается от того же «Сталкера». Все мы любим и уважаем Стругацких, но на игру обратили куда больше внимания, и вселенная, мне кажется, куда сильнее созданной писателями.
Я бы не сказал, что взгляды на угрозу ядерной катастрофы сильно отличаются. Эти игры популярны и на Западе — «Сталкер» в меньшей степени, но «Метро» очень популярна. Мне кажется, это очень точное попадание. На Западе были реалистичные игры. The Division была такой игрой про постапокалипсис в Вашингтоне, пользовалась спросом.
Думаю, что здесь немного несправедливое сравнение. Это разные игры, и Fallout просто успешный в нынешней вариации. Здесь нет какого-то глобального подхода, что мы серьезные, а они шутят. У них тоже есть серьезные проекты, но менее известные.
— Сейчас годовщина катастрофы на ЧАЭС. Что нужно помнить каждому россиянину про это событие и как его воспринимать в 2024 году?
— К сожалению, после ЧАЭС случалось много подобных техногенных катастроф. Ужасно, что недавно затопило российские города. Скажу, что надо помнить подвиг людей, спасавших нас от последствий, помнить причину катастрофы и стараться ее не повторять.
Но, к сожалению, они будут повторяться в том или ином виде. Не вырыли и не сделали дамбу. Или где-то сэкономили, или где-то засыплет шахтеров. Все эти факторы будут ролять. Но тем не менее люди, которые спасают и выручают других, — это, наверное, надо помнить, надо сохранить о них память. Если бы не они, то мы все бы сгинули.
— Надо ли в России чаще вспоминать и больше говорить про Чернобыль? Может быть, нужно больше сериалов, фильмов, книг или игр про это?
— Если пользуется спросом и на этом можно заработать — значит, дельцы будут это делать. Я не против. Если людям это интересно, то почему бы про это не создавать что-то? У нас в стране за счет «Сталкера», «Метро» и других проектов появилось огромное коммьюнити, которому это интересно. Если сделают качественно, то супер, с удовольствием посмотрю.
Были успешные проекты российско-украинские, сериал «Мотыльки» с Юрой Борисовым в главной роли. Мне он очень понравился, проект с постсоветского пространства, могу рекомендовать. Если будут продукты такого уровня или даже лучше, то замечательно. Я только за. Тем более сейчас есть онлайн-кинотеатры, они могут себе позволить делать качественно, контролировать процесс и не позволять делать какие-то агитки или низкокачественные плохо подготовленные фильмы, где все шепчут.