St
Фильм «Оно»: российских клоунов больше обижает, когда цирк сравнивают с Госдумой
18+
Психиатры и циркачи — о скандале вокруг нового хоррора undefined

Фильм «Оно»: российских клоунов больше обижает, когда цирк сравнивают с Госдумой

Психиатры и циркачи — о скандале вокруг нового хоррора

Американская ассоциация клоунов с тревогой и раздражением восприняла новость о выходе новой экранизации романа Стивена Кинга «Оно». Ведь это очередной ужастик, где роль главного злодея закреплена за весельчаком в гриме с красным носом. А это значит, что садовые и больничные клоуны, а также клоуны из «Макдоналдсов» и торговых центров опять столкнутся с агрессией, страхом, непониманием и в конечном итоге лишатся рабочих мест. Между тем русские клоуны не спешат присоединяться к протестам. Пока против хоррора высказался только директор Екатеринбургского цирка Анатолий Марчевский.


Марчевский смотрел классическую экранизацию 1990 года и потому не сомневается, что фильм — преступление перед детьми. «Вот так взять и навсегда испортить ребенку впечатление от посещения цирка», — негодовал он и требовал запретить кино по закону о защите несовершеннолетних от информации. «Маленький ребенок может в цирке испугаться яркого света или шума. А тут? Выйдет яркий, веселый клоун, а ребенок сразу: «Мама, пошли домой!» Мне и одного испугавшегося ребенка жалко, а тут их будут тысячи», — пояснил Марчевский Daily Storm. И возрастные ограничения тут не помогут, потому что они только разжигают интерес. Необходим полный запрет на прокат картины.


По словам Марчевского, клоун должен быть как кошечка, как мягкая игрушка, как самый близкий человек, которому ребенок доверяет больше, чем родителям, а вовсе не как серийный убийца. Особенно его разозлило то, что в фильме дети объединяются против клоуна. По мысли Марчевского, дети никогда не будут вместе выступать против убийцы. Наоборот, это клоун должен помочь им объединиться против зла.


Между тем артист Анвар Либабов уверен, что любой вменяемый человек рано или поздно разберется, где добрый клоун, а где парадоксальное использование образа клоуна в довольно злом кино. Хотя, наверное, ситуацию, в которой ребенок сначала видит клоуна в фильме ужасов и только потом в цирке, трудно назвать нормальной.

Читайте там, где удобно, и подписывайтесь на Daily Storm в Telegram, Дзен или VK.

Кадр фильма «Оно». Фото: © kinopoisk

Дрессировщик Юрий Куклачев тоже отказался поддержать Марчевского. В беседе с Daily Storm он сделал особый акцент на том, что любой художник имеет право на самовыражение. «Вот, скажем, у Кирилла Серебренникова — свой взгляд на жизнь, на творчество, на искусство. Он выражает свою позицию с помощью голых тел. Но это его мнение, зачем нам его осуждать?! Люди же ходят, значит, считают это нормальным, пусть это и противоречит морали и религии». Он сравнил Серебренникова с Микеланджело, чьего «Давида» завистники пытались закидать камнями.


Тем не менее к самому Марчевскому Куклачев относится хорошо, ведь он показал себя не только самобытным артистом, но и талантливым управленцем.  «Мне сказали бы под дулом пистолета: «Будь директором», — я бы ответил «Нет, ребята, извините!». Карандаш, Чарли Чаплин, Олег Попов — тоже не могли бы быть директорами. Потому что клоун — это не профессия, а смысл жизни», — отметил дрессировщик.


Что же касается самого фильма «Оно», то Куклачев подобное вообще не смотрит. «Есть вещи, про которые я сразу понимаю: это не для моей психики! Я, когда что-то такое вижу, просто молча встаю и ухожу, чтобы не стошнило», — пояснил он.


Другой дрессировщик, Эдгар Запашный, тоже признался, что его хорроры про клоунов никак не обижают. Он напомнил, что даже в цирке они бывают очень разными: веселыми, грустными, как Пьеро, а то и агрессивными, как стало модно в последнее время. «Наверное, это связано с рядом громких преступлений, когда злоумышленники грабили банки и убивали людей, используя клоунские наряды как отвлекающий маневр», — предположил Запашный.


На Западе такое действительно не редкость. Пару лет назад клоуны буквально не давали гражданам проходу, атакуя их в скверах, парках и на улицах городов. Они заманивали детей в лес, преследовали прохожих с палками и бейсбольными битами, душили и набрасывались с ножами. Конечно, большая часть таких историй — обычные розыгрыши или fake news, но есть и реальные случаи ограблений. Так, 15 лет назад клоуны ограбили в Манчестере ювелирный магазин.


Запашного, впрочем, расстраивает совсем другое. «Меня больше обижает, когда люди сравнивают с цирком Государственную думу», — признался он, пояснив, что цирк — это не примитивное искусство, не имя нарицательное и не обозначение группы людей, которые по жизни занимаются какой-то ерундой.

Кадр фильма «Оно». Фото: © kinopoisk

В истории с клоунами важно понимать разницу между ситуацией в России и США. Для нас клоунада — это прежде всего цирк, то есть довольно рафинированная культурная практика со своими школами и традициями. В США клоун — это главным образом массовик-затейник, персонаж из парков и «макдоналдсов». Тот же Либабов заметил, что в США клоунов почти нет, и если уж говорить о какой-то традиции, стоит в первую очередь упомянуть «больничных клоунов» — движение, которое призвано скрасить будни больным детям. Про это направление социальной работы даже сняли фильм с Робином Уильямсом, называется «Целитель Адамс». «Конечно, если ребенок увидит в кино злого клоуна, а потом к нему придет такой же в больнице — ничем хорошим это не кончится», — отметил Либабов в беседе с DS.


В России тоже есть больничные клоуны, но они ничего не имеют против фильма «Оно». Так, Константин Седов понимает, что Кингу интересно брать безобидные вещи и превращать их в обидные. «Я сам не очень люблю такие фильмы, но ничего не имею против того, что они выходят. Что касается работы, то 2-3% детей действительно видят что-то подобное и потом пугаются, когда мы приходим в палату. Но мы настолько не похожи на американских коллег — ни по гриму, ни по костюму, разве что нос у нас есть, что нас почти никогда не ассоциируют с героями фильмов ужасов», — рассказал Седов.


Психиатр Вячеслав Тарасов тоже считает, что русские и американские клоуны — это небо и земля. По его словам, на Западе клоуны — это яркие, жесткие, агрессивные персонажи, которые запросто пугают детей, а в нашей стране у артистов и макияж, и костюм, и поведение — совсем другие. «Родители из добрых побуждений приводят ребенка в парк или в «Макдоналдс», и там этот монстр производит на ребенка неизгладимое впечатление. А фильмы только это закрепляют», — сказал психиатр.


В то же время другой психиатр, Лев Пережогин, считает, что фобии в массе своей не являются культурно обусловленными. «Ну извините, кто-то боится белых мышей, кто-то последней ступеньки, кто-то собак, а кто-то — тараканов, которые совершенно безобидны. Все фобии нелепы по содержанию и прекрасно сознаются в своей нелепости, но противостоять им боящийся совсем не может», — разъяснил врач.

Между тем некоторые полагают, что люди могут бояться клоунов из-за так называемого эффекта долины. Это когда нечто не настолько отличается от человека, чтобы мы сочли его роботом или животным, но и не настолько похоже, чтобы мы записали его в свои собратья. Так или иначе, боязнь клоунов, или «коулрофобия», в международную классификацию болезней не входит, а у русских людей клоуны пока что все-таки больше ассоциируются с Юрием Никулиным или Славой Полуниным, чем с Джокером и невестой Чаки.

Кадр фильма «Оно». Фото: © kinopoisk

Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...