В сознании большинства россиян 1917 год прочно связан с большевиками. Но многие забывают, что революция разразилась в стране за девять месяцев до штурма Зимнего дворца, что царя Николая II свергали вовсе не Владимир Ленин со товарищи, а либералы из Временного правительства. И что все эти события происходили на фоне самого страшного вооруженного конфликта того времени — Первой мировой войны, которая стала отправной точкой для обеих революций. В российском кинематографе в последние годы сравнительно мало снимают об эпохе до Октября 1917-го. Режиссеры боятся браться за сложнейший материал, хотя с кинематографической точки зрения он представляет огромный интерес за счет ярких фигур революционеров, например главы Временного правительства Александра Керенского, и героев войны.
Последним крупным российским проектом, посвященным Февральской революции и Первой мировой, стал «Батальон» Дмитрия Месхиева, вышедший в прокат в 2015 году. Картина рассказывала историю первого женского пехотного подразделения Русской армии, которое вступило в бой в разгар революционных событий 1917 года. В беседе с Daily Storm Месхиев объяснил, что в России снимать картины про героев Первой мировой мало кто берется, потому что это очень дорого. Минкульт охотнее спонсирует фильмы, связанные с Великой Отечественной войной просто из-за отсутствия предложений со стороны кинодеятелей, а не потому, что тема не интересна чиновникам.
«Наши продюсеры, сценаристы не обращают внимания на эту тему [революция 1917 года и Первая мировая война]. Думаю, интересный проект вряд ли был бы принят в Минкульте негативно», — сказал кинорежиссер.
Андрей Кончаловский согласен, что фильмы о революции и Первой мировой «не по карману» современному российскому кино. Однако и западные проекты, посвященные событиям 1914-1918 годов и фигуре Николая II, у него вызывают отвращение.
«Это все туфта и клюква. Для них [Запада] это вопрос моды, потому что Россия для них всегда была модным объектом. Но на самом деле искусство и массовая культура несовместимы. Бывают, конечно, редкие примеры, когда все сочетается, вроде «Крестного отца», но ведь это редкость. Иначе мы бы все были окружены шедеврами», — уверен Кончаловский.
Ленин, Троцкий, Керенский — все эти важнейшие деятели эпохи оказались для кинематографистов такими «крепкими орешками», что, пожалуй, ни один фильм в истории не смог в полной мере раскрыть характеры революционеров, убежден Кончаловский. «Вы посмотрите на фотографии тех лет — и вы словно окунаетесь в ту эпоху. А смотрите на какой-нибудь фильм по этой теме — и нет этой сути. Особенно не повезло в этом плане Ленину — не видел ни одной картины, где бы передали его личность. Но если у [Александра] Сокурова были попытки приблизиться к сути образа Николая II, то передать образ Ленина, по моему мнению, никому пока не удалось», — подчеркнул мэтр.
«Однако в случае с Николаем II все еще интереснее. Это ведь история человека, который знал свою судьбу и даже пытался ее обмануть, отказавшись от престола, чтобы стать патриархом. Но не получилось», — добавил Кончаловский.
Когда отмечалось столетие с начала Первой мировой войны в 2014 году, в России были предприняты попытки создать образы «украденной победы», «забытой войны», считает историк, научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН Константин Тарасов. Но, по его мнению, эта тема вряд ли станет популярной в российском кино.
«Долгое время эта война находилась в тени процессов, полностью изменивших облик России — Революции 1917 года и Гражданской войны. Наконец, из Первой мировой войны, в отличие от следующего глобального конфликта, страна не вышла победителем, что делает ее неудобным материалом для использования в патриотических целях, — рассуждает он. — Здесь, конечно, не место для героической риторики. Может быть, стоит начать с истории простых людей, для которых война обернулась трагедией, как попытался сделать Андрей Смирнов в фильме «Жила-была одна баба».
По мнению историка, снимать на тему, до сих пор разъединяющую людей, в России может лишь «ярчайший талант», потому что повествование требуется подать не в черно-белых тонах (или «красно-белых»), а «со всеми оттенками и противоречиями».
Daily Storm обратился за комментарием к режиссеру и продюсеру Игорю Угольникову, который является почетным членом Российского военно-исторического общества. Он считает, что Первая мировая война и Февральская революция оказались в тени Великой Отечественной войны, но это не означает, что события 1914-1918 годов не важны. Угольников рассказал, что у него есть проект фильма, посвященного Александру Керенскому. Его планировалось снять к столетию революции 1917 года, но проект никто не поддержал, в том числе государство. Как посетовал Угольников, в 2017 году столетие Октябрьского переворота в России никак не было отмечено.
«Возглавлявший Временное правительство Керенский упразднил суды, полицию и выпустил уголовников. И это в раздираемой войной стране! После в России произошел переворот, а Петроград наполнился дезертирами и гопниками. Именно этим событиям посвящен сценарий «Ленин и Керенский. 1917», написанной мной и продюсером Евгением Айзиковичем», – рассказал Угольников.
«Когда мы выпускали картину «Брестская крепость» [2010 год, режиссер Александр Котт], мы задумались об истоках Второй мировой войны, изучали историю, и для нас было понятно, что эта война — незаконченная Первая мировая, — продолжил кинопродюсер. — И когда 1 августа 2014 года открывался памятник героям Первой мировой, президент [Владимир Путин] на Поклонной горе сказал удивительную фразу: «Подписав Брестские соглашения, большевики совершили акт национального предательства. Мы в результате проиграли проигравшей стороне».
Угольников подчеркнул, что революции 1917 года невозможно рассматривать вне контекста Первой мировой: «Когда государь [Николай II] на балконе Зимнего дворца объявил, что мы будем помогать братьям нашим сербам, и тем самым мы вступили в Первую мировую войну, никто и не представлял, чем все это обернется. В итоге все беды Российской империи разыгрались по полной программе. Плюс нас обманули союзники».
Собеседники Daily Storm рассказали, какие фильмы на тему Первой мировой, революции 1917 года и Гражданской войны их впечатлили больше всего. К примеру, Месхиев назвал гениальным фильм «Бег» — двухсерийную картину режиссеров Александра Алова и Владимира Наумова с Владиславом Дворжецким и Михаилом Ульяновым. Андрей Кончаловский вспомнил фильм Андрея Смирнова «Ангел» (1967 год, картина вошла в альманах «Начало неведомого века»), где режиссер попытался «уловить суть того времени».
Для тех, кто интересуется темой Первой мировой войны, историк Тарасов порекомендовал обратить внимание на «Тропы славы» (1957), «Джонни взял ружье» (1971) и «Счастливого Рождества» (2005). Кроме того, Тарасов отметил, что грядущий фильм режиссера Сэма Мэндеса «1917», судя по предварительным материалам, также демонстрирует «огромную работу по воссозданию атмосферы окопной войны». Кроме того, он предложил обратить внимание на мультимедийный проект «1917. Свободная история», где свидетельства очевидцев революции представлялись в формате соцсетей.