St
«Крепостные» артисты, работающие бесплатно на мероприятиях, — это отголоски шоу-бизнеса 2000-х
Молодые звезды осудили Иосифа Пригожина, который сравнил их с подневольными крестьянами Коллаж: © Daily Storm

«Крепостные» артисты, работающие бесплатно на мероприятиях, — это отголоски шоу-бизнеса 2000-х

Молодые звезды осудили Иосифа Пригожина, который сравнил их с подневольными крестьянами

Коллаж: © Daily Storm

На днях мастодонт отечественного шоу-бизнеса Иосиф Пригожин разразился новой тирадой — отечественных артистов «юзают», они работают аки крепостные. Речь шла об отсутствии гонораров на правительственных концертах. Продюсер предположил, что организаторы заманивают звезд на бесплатную работу обещанием эфира на телевидении, а деньги «кладут в карман». Daily Storm решил поговорить с молодыми исполнителями и продюсерами о том, прав ли Иосиф и каково это чувствовать себя крепостными.


Соучредитель лейбла Klever Label Илья Жихарев отмечает, что крепостные артисты, работающие бесплатно на мероприятиях, — это отголоски шоу-бизнеса 2000-х, когда исполнители вынуждены были работать бесплатно, чтобы попасть в ротацию популярных телеканалов при отсутствии других вариантов своего продвижения.


«Сейчас же популярные молодые артисты — представители новой школы шоу-бизнеса, которые занимают лидирующие позиции в интернет-чартах страны, зарабатывая большие деньги на цифровой дистрибьюции и концертах, — не нуждаются в дополнительном промо от телеканалов или радиостанций и даже запрашивают большие деньги за любые мероприятия и выступления. Эти артисты могут себе позволить отказываться от коллабораций с компаниями и мероприятиями, которые, по их мнению, считаются «зашкварными», даже за большие деньги, даже от 10 миллионов рублей. Существуют молодые артисты, которые, выпуская альбом, взрывают чарты и становятся практически сразу долларовыми миллионерами, что влияет на их психику и направление полета крыши. И в этих случаях крепостными становятся все вокруг — лейблы, программные директора, пиарщики», — поясняет он.


Самое интересное - на нашем канале в Яндекс.Дзен
St

Фото: © из личного архива
Фото: © из личного архива


По его словам, иногда ситуации доходят до смешного: «Мы знаем случаи, когда артисты отказывались ехать на самую рейтинговую передачу Первого канала «Вечерний Ургант», пока им не вызовут и не оплатят машину бизнес-класса. Это в то время, когда все остальные мечтают там побывать даже бесплатно»


Жихарев подмечает, что срок популярности таких артистов стал намного короче — как правило, это пара лет, и затем людям нужны новые герои.


Рэпер Slava Faktor, отвечая на вопрос Daily Storm, отметил, что Пригожин в чем-то прав, а в чем-то нет.


«Все зависит от статуса и уровня артиста. Конечно, и от его аппетитов. Начинающий музыкант — ему в кайф попасть на телетрансляцию. Порою и сами артисты доплачивают, только их особо не приглашают в статусные конкурсы. А вот мэтры, так сказать, мамонты — Алла Пугачева, Шнур — конечно же, у них и без этого есть концерты и гонорары, куча возможных эфиров. И они могут ставить условия. У них максимально высокие рейтинги в нашей стране. Соответственно, они и являются своего рода диктаторами, привлекая свою аудиторию. Им платят деньги, это логично», — говорит он.


Артист отмечает, что есть и определенная «середина» — артисты, до которых не всегда доходит вознаграждение.


«Это зависит от определенного рейтинга сегодня, так как завтра любой артист будет на первых позициях в хит-парадах и в топах, а послезавтра ситуация может измениться», — добавляет он.





Исполнитель Ruffian считает, что в целом политика выстраивания отношений между продюсером и музыкантом в России действительно напоминает рабство. Тут нельзя не согласиться. Контракт 90 на 10% в пользу наставника не является чем-то удивительным.


«Однако тут нужно отметить, что ребята, подписывающие контракт, вольны сами выбирать, делать это с помощью кого-то или самим. И когда вопрос продвижения упирается в деньги и связи, важным фактором для молодых артистов могут стать социальные сети, влияние которых в последнее время растет по экспоненте. В действительности сейчас любой молодой артист может заявить о себе при наличии таланта, трудолюбия и креатива. Самое важное в данном случае — это использовать все ресурсы, на которых вас могут заметить: это Instagram, TikTok, «ВКонтакте» и YouTube. Правильный менеджмент одной или сразу всех площадок может привести артиста к успеху без сторонней помощи», — добавляет он.


Юрист Денис Хузиахметов признается, что его всегда удивляют и настораживают высказывания о «рабском» труде артистов, особенно в контексте согласия артиста выступить не за гонорар, а за эфир на федеральном канале.


«Актуальным в свете внесения поправок в Конституцию РФ будет упомянуть измененные положения о запрете на принудительный труд и право каждого на свободное использование своих способностей для предпринимательской деятельности, — говорит он. — Если артист соглашается на оплату в виде трансляции его исполнения взамен на участие в значимом, по его мнению, мероприятии, то такой труд никак нельзя назвать рабским. Вполне добровольный труд, пусть и на кабальных условиях, но они же устроили обе стороны».


Фото: © из личного архива
Фото: © из личного архива

Юрист отмечает, что зарубежный опыт защиты трудовых прав свидетельствует о необходимости наличия профсоюзных организаций. Не номинальных, как у нас сейчас, а реально действующих. Когда такой профсоюз появится у артистов, когда они осознают свое единство, тогда они и смогут диктовать взаимовыгодные условия для себя и организаторов концертов. Пока остается только ждать.


«Ситуация, при которой «под артистов» берут государственные деньги на гонорар, но им не платят, называется мошенничеством, и это сфера правоохранителей. Главное — заинтересованность и настойчивость защитников из артистических кругов», — добавил Хузиахметов.


Молодая певица Юлия Лаута, напротив, поддерживает Иосифа Пригожина.


«Я жила несколько лет в Париже и хорошо знаю, как во Франции устроена индустрия шоу-бизнеса. Работа артистов там строго регламентирована. Конечно, за участие в телевизионных передачах, в концертах — не важно, государственных или любых других — артисту всегда платят. Это ведь его работа, — говорит она. — Если концерт или телевизионная съемка, назначенная, например, на 17:00, задерживается, то время задержки оплачивается участвующим артистам дополнительно, так как по законодательству это переработка. Любое ожидание по вине организатора, не согласованное заранее, обязательно оплачивается артисту».



Певица #PavLova, напротив, говорит, что быть артистом в России намного легче, чем на Западе, потому что там есть такое слово, как «конкуренция».


«Если ты идешь в артисты, музыканты, то ты обязан хорошо петь, владеть каким-то музыкальным инструментом и много работать. У нас же в России ты можешь написать треки на трех нотах, петь все мимо нот, выглядеть как растолстевший поросенок и все равно быть звездой, — говорит она. — Недавно я посмотрела одного исполнителя... Не хочу никого обижать, поэтому не буду называть имен, но его трек находится в топ-100. И там все мимо нот! Мне как человеку с музыкальным образованием очень тяжело это воспринимать на слух, но тем не менее это хитмейкер, его все слушают. А на Западе такое бы не прокатило».


«В том, что артисты у нас «крепостные», я согласна с Пригожиным, — говорит молодая мама и певица Елена Князева. — Особенно это заметно, когда идут сборные концерты на больших площадях с трансляцией по ТВ. На таких концертах государство выделяет бюджет не только на артистов, но и на постройку сцены и декораций, уборщикам и организаторам. И артистам почему-то можно не платить, ведь их покажут по телевизору. Но это скорее ожидание, а в результате они выступают бесплатно, выступлений много, а в трансляцию входят только несколько исполнителей первого эшелона, остальные работают даром. Любой труд должен быть оплачен. Почему-то у нас считается, что развлекательный жанр — это только дело артистов. Но без песен и зрелищ не проживет ни одно государство!»


Фото: © из личного архива
Фото: © из личного архива

Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...