В социальных сетях продолжают обсуждать шокирующий поступок певца Шамана, который во время исполнения песни «Я русский» нажал на импровизированную красную кнопку. Это что же получается, недоумевали зрители. В стране праздник, а мы про оружие? И не противоречит ли это его идее? Между тем, такой прием далеко не нов. Все это уже использовалось — где-то, кем-то и когда-то.
Наверное, нет такого человека, который бы не мечтал совершить что-нибудь героическое, как это хотел сделать персонаж песни Александра Башлачева «Подвиг разведчика».
На дворе начало 80-х. Все только и твердят что об угрозах, а его так и подмывает рвануть в Европу, чтоб они не забывали Сталинград.
«Я — щит и меч родной Страны Советов! — заявляется в послании. — Пока меня успеют обложить — переломаю крылья всем ракетам, чтоб на Большую землю доложить…»
«Мол, вышел пролетарский кукиш Бонну, — заявлял артист. — Скажите маме — НАТО на хвосте! Ваш сын дерется если — до последнего патрона, на вражьей безымянной высоте».
Четко? Одно «но»: слушая Башлачева, ты сразу чувствуешь иронию. То, что делает Шаман, пугает.
А вот другая история. 23 февраля 2019 года, Исаакиевский собор. Выступление ко Дню защитника Отечества, во время которого Концертный хор Санкт-Петербурга вдруг начинает исполнять шуточную песню про бомбардировку США. Помните?
«На подводной лодочке с атомным моторчиком,
Да с десятком бомбочек под сотню мегатонн,
Пересек Атлантику и зову наводчика:
«Наводи, говорю, Петров, на город Вашингтон!»
Как отреагировали слушатели? Одни кричали: «Молодцы, вперед!» А другие спрашивали, что это было. И кто этот Петров?!
«Для понимания того, что было на нашем концерте, достаточно знать две вещи, — объясняли потом артисты. — Во-первых, песни, которые мы поем, — это документы эпохи, среды, уникальные и вполне оригинальные. Разумеется, мы не переписываем тексты ради политкорректности или какой-то еще конъюнктуры. А во-вторых, концерт в храме не обязывает петь только литургические произведения. Мы поздравили наших слушателей, мы показали им, что ценим их праздник, их прошлое, их труд. Что мы вместе с ними. И они были рады это услышать и прочувствовать. Приходите на концерты, не занимайтесь политиканством!»
Кстати, автор песни известен. Это вологодский музыкант Андрей Козловский, который написал ее еще в 80-м.
«Я был студентом ЛТА имени Кирова, где исправно посещал военную кафедру, на которой половину курса учили быть штурманами военно-транспортной авиации, а другую превращали в командиров мотострелкового взвода, — вспоминал он в соцсетях. — Иногда мы умудрялись в робах механиков и с нерабочими автоматами прорваться строем к ближайшему чапку (пивному ларьку). Строй был, а строевой песни не было. Вот я и придумал!»
«Практически, — уточнил артист, — перепел учебники по боевым дисциплинам, в которых в те времена был один вероятный противник. Возможно, кого-нибудь и учили в 1980 году на военных кафедрах обниматься и целоваться, но нам почему-то преподавали, как можно победить без поцелуев».
И Вовочка, и Петров — абсолютно реальные люди», — добавил Козловский. Это его друзья. А песня абсолютный стеб. Хотя как-то раз ее даже крутанули по Би-би-си.
Пишутся такие вещи и сейчас. Целиком не цитируем, а отрывок — можно.
«Ну что, рептилоиды, вдруг загрустили? Давно не глотали ядерной пыли?» — сурово спрашивает Вика Цыганова.
Композиция появилась в 2023 году. В ней же рассказывается про кувалду, сурового русского медведя и ожидающие всех врагов врата в ад. Кому именно посвящена эта песня, не уточняется, но вы уже догадались!