St
«Путаный и яркий»: каким запомнился отец Всеволод Чаплин
18+
Священник Русской православной церкви имел особый дар проникать прямо в сердце и умер на миру, у храма Коллаж: © Daily Storm

«Путаный и яркий»: каким запомнился отец Всеволод Чаплин

Священник Русской православной церкви имел особый дар проникать прямо в сердце и умер на миру, у храма

Коллаж: © Daily Storm

В минувшее воскресенье, 26 января, в Москве скоропостижно скончался протоиерей Всеволод Чаплин. Это было настолько странно и неожиданно, что никто не поверил: ну как так — в 51 год? Но поверить пришлось: отец Всеволод умер возле родных церковных стен сразу после окончания литургии.

 

Как рассказывали прихожане храма Феодора Студита у Никитских ворот, увидев батюшку, они сразу заподозрили неладное. Обычно энергичный и радостный, он просто сидел, закрыв глаза. Тело отца Всеволода накрыли покрывалом, сообщили о его уходе в необходимые службы и начали читать молитву «Со святыми упокой». И так и читали, пока дворик заполнялся людьми. Рядом с батюшкой лежала его сумка и невыносимо ярко белел принесенный кем-то букет хризантем — как символ дел земных, которые он уже не закончит, и дел небесных, которые ему только предстоят.

 

О протоиерее Всеволоде Чаплине можно вспомнить только хорошее. Безотказный — вот первое, что приходит в голову. В какое бы время дня и ночи ему ни звонили, чтобы взять комментарий для заметки, он всегда брал трубку, чуть нараспев отвечал «конечно-конечно» и начинал говорить. О том, что по совести, а что нет, как можно поступать и как нельзя. А закончив, шутливо добавлял: «А вы мне ссылочку не пришлете? Размещу вашу статью в соцсети свои проклятыя». И мы присылали. За его уважение. За то, что понимал: это наша работа, а он может помочь. В этом плане отец Всеволод был таким же, как Иосиф Кобзон. Минуту да выкроит, даже если разрывают на части.

Читайте там, где удобно, и подписывайтесь на Daily Storm в Telegram, Дзен или VK.

Фото: © Global Look Press / Komsomolskaya Pravda
Фото: © Global Look Press / Komsomolskaya Pravda

Конечно, были и люди, которые его не любили. Например, музыкант Сергей Шнуров, даже после смерти священника не простивший ему того, что тот подвергал его жесткой критике и грозил адом. Узнав, что отца Всеволода больше нет, он посвятил ему саркастическое стихотворение: «Призвал Господь к себе раба / с фамилией комичной Чаплин. / Закончилась его судьба / и время вытекло до капли». Наверное, артист считает, что это смешно, но это не вызывает ничего, кроме омерзения. Сергей, ну не в такой же ситуации!

 

Впрочем, реакция Шнура — скорее исключение. Да, отец Всеволод имел на все свое собственное мнение, да, порой был резок в словах (когда молчать казалось уже невозможным), но за это его и любили. Неслучайно телеведущий Александр Архангельский потом назовет его «путаным и ярким», а председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда скажет: «Мы много общались, порой сильно спорили». Но за всем этим всегда стояло одно: желание кому-то помочь. И у Чаплина получалось.


«Я познакомился с отцом Всеволодом, когда он, согласно визе святейшего патриарха Кирилла, курировал «предполагаемые останки Иоанна VI», обнаруженные в Холмогорах. Благодаря ему они сохранились, сообщил архангельский общественник Владимир Станулевич. Он же оказал поддержку местному приходу, когда не в меру ретивый питерский археолог требовал возбудить уголовное дело против холмогорского священника отца Леонтия и краеведа Каранина. Неравнодушный и смелый человек, обозначивший многие проблемы постсоветской России, замалчиваемые до 2014 года, и православного мира!»

Фото: © Global Look Press / Ltd Foma
Фото: © Global Look Press / Ltd Foma

«Мы знали друг друга и были товарищами более 10 лет. Вместе шли во время первого «Бессмертного полка»... — в свою очередь вспоминает председатель общероссийского движения «Сильная Россия» Антон Цветков. — Отец Всеволод очень многое делал для защиты и помощи людям, имел свою точку зрения на многие вопросы, был максимально открыт и демократичен».


Координатор московского отделения ВООПИиК Елена Ткач услышала об уходе Чаплина, будучи в поездке, и не боится признаться, что он был одним из лучших людей своего поколения. 


«Отец Всеволод для меня и друг, и один из людей, которых я искренне любила, по-христиански и по-дружески. Все знают его как яркого, иногда эпатажного человека, — рассказала она на своей странице в Facebook. — Но я знаю, что он делал массу добрых дел, о которых никогда не говорил публично. Он верующий человек и он сейчас в лучшем мире, это мы потерявшие. Но очень больно, что нельзя ему теперь позвонить или забежать в храм, обсудить что-то происходящее».

Фото: © Global Look Press / Komsomolskaya Pravda
Фото: © Global Look Press / Komsomolskaya Pravda


Но самое страшное, что такие яркие люди чаще всего уходят одни. Посвящая свою жизнь другим, они всегда забывают о себе. У отца Всеволода была только мама.


«На старости она осталась без сына, без детей, без внучат... Муж ее скончался еще в 1993 году, — сокрушается протоиерей Андрей Кураев. — О самом страшном в своей жизни она узнала от журналистов».


Всеволод Чаплин — священник Русской православной церкви, протоиерей и настоятель храма святого Феодора Студита у Никитских ворот. С 2009-го по 2015 год он был председателем Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского патриархата, до 2017-го — членом Общественной палаты Российской Федерации, а после — членом общественной палаты Союзного государства России и Беларуси. По предварительной информации, причиной его смерти стала сердечная недостаточность. Люди, знавшие его лично, отмечали, что он никогда не отличался крепким здоровьем: отец Всеволод болел астмой и сахарным диабетом.

Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...