St
Рудинштейн против Гильвановой: кто победит в битве за Театр Джигарханяна?
18+
Друг режиссера схлестнулся со ставленницей Цымбалюк-Романовской. Депкульт безмолвствует Фото: © Агенство Москва/Ведяшкин Сергей

Рудинштейн против Гильвановой: кто победит в битве за Театр Джигарханяна?

Друг режиссера схлестнулся со ставленницей Цымбалюк-Романовской. Депкульт безмолвствует

Фото: © Агенство Москва/Ведяшкин Сергей

Один из центральных российских медиасюжетов последних месяцев — злоключения Армена Джигарханяна и его театра. В этой истории изящно зарифмованы любовь и кровь, зов чести и желание справедливости, долг перед искусством и задолженность по налогам. Ассоциации с творчеством Эсхила, Шекспира, Флемминга и Мартина напрашиваются сами собой. Последний сюжетный твист сделал эту историю похожей на выпуск «Ералаша».


На прошлой неделе стало известно, что Армен Джигарханян согласился назначить Марка Рудинштейна гендиректором своего театра. Кинопродюсер и создатель фестиваля «Кинотавр» дал эксклюзивное интервью «Шторму». В беседе он подтвердил устную договоренность с Джигарханяном, рассказал о своих планах и поделился мыслями о Виталине Цымбалюк-Романовской. Рудинштейн не стеснялся в выражениях: бывшую жену Армена Борисовича и бывшего директора его театра он хотел бы видеть за решеткой.


Весть о возможном назначении Рудинштейна была воспринята как благая даже в отсутствие подтверждения со стороны Департамента культуры Москвы и администрации театра. Многие считают, что он способен положить конец «тлетворному влиянию Цымбалюк»,  сохранившемуся и после ее отставки.


Рудинштейн сообщил, что совещание департамента по поводу его назначения пройдет 12 января. Однако оно так и не состоялось, а вместо пресс-релиза с указанием нового руководителя Театр Армена Джигарханяна опубликовал совершенно другой документ.


Это было обращение к журналистам, опровергавшее заявление Рудинштейна. В нем призывалось не верить «появляющимся с завидным постоянством публикациям некоторых СМИ, приводящих комментарии и подробные интервью» самопровозглашенных кандидатов на пост гендиректора театра. 


В документе отмечалось, что подбор претендентов и назначение директоров ФГБУК — прерогатива исполнительной власти. Правдивыми и корректными объявлялись только официальные пресс-релизы московского Департамента культуры или подчиненного ему театра. А так как ведомство Александра Кибовского и администрация ФГБУК с Рудинштейном никаких переговоров якобы не вели и не планируют вести, информацию из интервью с ним следовало признать ложной.

Читайте там, где удобно, и подписывайтесь на Daily Storm в Telegram, Дзен или VK.

Фото: © GLOBAL LOOK press/Alexander Keltik
Фото: © GLOBAL LOOK press/Alexander Keltik

В документе говорилось и о том, что заявления «мнимых назначенцев» делаются с неизвестными руководству целями (очевидно, враждебными). Однако заканчивался он на оптимистической ноте: «Несмотря на провокационные действия, театр продолжает работать в штатном режиме».


Примечательна была форма заявления. На сайте Театра Джигарханяна был опубликован скан отпечатанного на официальном бланке текста релиза. В «подвале» изображения расплескалась синева размашистой подписи «А. Джигарханян».


В свете последних событий призыв верить только официальным источникам кажется довольно циничным. Противоборствующие группы в театре всю осень делали заявления о чудовищных событиях. Официальные лица противоречили друг другу, их слова документально не подтверждались, а верифицировать их было невозможно. 


В Депкульте ситуацию предпочитали не комментировать и не влиять на нее. Александр Кибовский ограничивался лаконичными фразами: «Все будет нормально, ситуация стабильна, беспокоиться не о чем». Радикальных оргвыводов, кроме увольнения пресс-секретаря Натальи Корнеевой, Джигарханян от ведомства не добился. Собственно, Цымбалюк ушла по собственному желанию из-за скандала вокруг бракоразводного процесса.


В выходные ряд изданий опубликовал на основе релиза новости типа «Армен Джигарханян подставил друга». Журналисты, явно уставшие от диеты из слухов и анонимных инсайдов, клюнули на релиз. А из него, по их мнению, вытекает, что либо Рудинштейн — лжец, либо Армен Борисович — безответственный балабол или предатель. Из заявления делали далеко идущие выводы — вплоть до того, что артист так защищает бывшую жену от оскорбившего ее в интервью Рудинштейна, а значит, не за горами примирение бывших супругов.


К заявлению возникло много вопросов. Его форма говорила о желании придать дополнительный вес изложенному в нем. Официальный бланк театра и факсимиле Джигарханяна должны были внушать уверенность, что все будет «в соответствии» и «на основании».


Правда, на документе не было ни печатей, ни отметок о регистрации, ни даты. А к понедельнику его просто снесли с сайта театра.



Заявление администрации театра
Заявление администрации театра Скриншот © Daily Storm

Пресс-секретарь Театра Джигарханяна Вячеслав Дьяченко объяснил «Шторму», что сообщение удалили из-за того, что его прочитали «все, кто нужно». Видимо, официальное заявление от имени основателя относительно ситуации с директором представляется не таким важным и интересным, как анонс гастролей в Санкт-Петербурге от октября 2016 года, и хранить его в архиве публикаций нет смысла.


Дьяченко утверждает, что релиз был написан помощником Джигарханяна по инициативе Депкульта для прояснения официальной позиции ведомства. Сам Армен Борисович якобы одобрил и подписал его.


По словам пресс-секретаря, смысл релиза в том, что ведомство не рассматривало кандидатуру Рудинштейна, а администрация ее не выдвигала (впрочем, подобное и не утверждалось, речь шла лишь о том, что Джигарханян намерен принять предложенную помощь). В нем Рудинштейн не обвинялся во лжи, просто авторы для примера сослались на «издание, которое напечатало недостоверную, выдуманную им самим» информацию.


Рудинштейна публикация изрядно насмешила. Он заявил «Шторму», что заявление от имени Джигарханяна — это фейк, сфабрикованный и.о. гендиректора Еленой Гильвановой, «чтобы подразнить гусей».


Это, по его мнению, жест отчаяния и превентивная мера по защите ее личных интересов: смены руководства и обещанной проверки в театре боятся. Продюсер считает Гильванову человеком Цымбалюк. Рудинштейн настаивает: все, что он сказал в интервью, правда, кроме даты принятия решения относительно его назначения — чиновники департамента действительно не проводили совещания 12 января (вероятно, из-за отсутствия кворума). «Конечно, уверенность может дать только страховой полис, но Джигарханян действительно хочет, чтобы я стал директором, и альтернатив не видит», — заверил Рудинштейн.

Фото: © Агенство Москва/Ведяшкин Сергей
Фото: © Агенство Москва/Ведяшкин Сергей

Продюсер сказал, что подтвердить его слова сможет видеоинтервью Армена Борисовича корреспондентам «Первого» для готовящегося сюжета о театре. На сайте канала говорится, что этой теме посвящена программа «Пусть говорят» с участием Джигарханяна 16 января.


Тем не менее позиция артиста при всем его авторитете может быть лишь принята к сведению московскими чиновниками. По закону и уставу Театром под руководством Армена Джигарханяна руководит вовсе не Армен Джигарханян. С 2015 года он обладает статусом президента. Директора же выбирает и назначает ведомство Кибовского. Правительство Москвы ревностно относится к охране своей монополии на принятие решений и в течение последних лет культивирует имидж единственного легитимного актора в городе, не нуждающегося в советах. Это иллюстрирует позиция, изложенная и в релизе, согласно которой только официальные заявления властей могут быть признаны правдивыми.


Вдобавок византийская традиция российской политики требует назначать руководителем не того, кого в обществе считают наиболее подходящим для должности: популярность назначенца только вредит лояльности и управляемости.


Александр Кибовский известен тем, что в 2016 году за короткий срок уволил многих директоров культурных учреждений, назначенных его предшественником Сергеем Капковым. Отставок было так много, что, по неофициальным сведениям, вице-мэр Леонид Печатников наложил мораторий на принятие Кибовским таких кадровых решений без согласования. Однако просьбы и петиции экспертного сообщества отменить «зачистку капковских» эффекта не возымели.


Применительно к Театру Джигарханяна позицией Депкульта в этой связи можно считать заявление Кибовского от 8 ноября, сделанное после отставки Цымбалюк. «Я не вижу никаких проблем для нормального функционирования Театра Армена Джигарханяна в том, что у его нынешнего директора Елены Гильвановой — статус  исполняющего обязанности. Вся та техническая, хозяйственная часть, которая возлагается на исполняющего обязанности директора, — в надежных руках». Позицию Депкульта косвенно подтвердили и в театре, подчеркнув, что в статусе и.о. можно руководить учреждением годами.

Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...