В Холмогорском районе Архангельской области прокомментировали выход книги западного профессора Стивена Уситало «Изобретение Михаила Ломоносова. Русский национальный миф». Обновленное издание выпущено в 2023 году и пытается доказать, что образ знаменитого ученого чересчур идеализирован, потому что русским хотелось иметь какую-то легенду. Но знаем мы таких очернителей, восклицает земляк академика Александр Хаймусов. Лишь бы защитить научную работу. Ну попиарился, ну защитил, а дальше?!
Стивен Уситало заведует кафедрой социальных наук в Северном государственном университете в американском городе Абердин. Специализируется на истории России и СССР. Занимается современными исследованиями геноцидов и является автором монографии о Михаиле Ломоносове. Которую, кстати, теперь можно найти и на российских прилавках.
Вот только содержание какое-то не российское! Мол, да, такой человек действительно был. Да, он действительно совершал какие-то открытия. Но то, каким его начали представлять во времена СССР и Новой России, по большей части миф, выдуманный в лучших традициях пропаганды.
«Контуры его жизни рассматривались партийными идеологами как убедительная модель, в соответствии с которой должны были формироваться неутомимые, практично мыслящие, патриотичные и образованные новые поколения советских людей», — сообщается в эпилоге.
Только это все давно не работает, уточняет Уситало, и «в ближайшее время ему будут посвящать лишь формальные собрания, проводимые оставшимися наследниками мифа, большинство из которых обитают либо в Институте истории науки и техники, либо в близлежащем музее».
Как на это отреагируют на родине ученого в Холмогорском районе Архангельской области?
«Ну чего ему сказать-то... — смеется земляк академика, бывший директор Историко-мемориального музея имени М.В. Ломоносова Александр Хаймусов. — С головой не дружит, вот чего ему сказать! Окунись поглубже! Поизучай тему — профессору этому... Видно, тоже защитил на этом диссертацию. Есть такие люди, которые во всем выискивают плохое, и делают себе имя. Есть!»
«Ну им же надо на чем-то самоутверждаться, — продолжает мужчина, — поэтому они нас и принижают. Что ничего у русских нет. Что даже Ломоносов ненастоящий! Я на это уже не обращаю внимания. Чего слушать этих пустословов?»
И это не только про Запад, отмечает земляк академика. Потому что такие «знатоки» есть и у нас.
«Один товарищ взял себе тему «Ломоносов незнакомый», — вспоминает Хаймусов. — И вот выискал, что тот дрался, — это когда еще учился в семинарии. А когда жил в Марбурге — пил, гулял с девками и сквернословил. И на этом и построил свое выступление.
Многие потом возмущались. Спрашивали, неужели это окажется безнаказанным. Но, слава богу, его потом убрали — этот доклад. Решили не оглашать.
Казалось бы, юбилей Ломоносова. А этот товарищ нашел только черное. Хотел сделать себе пиар!»
«Главное достижение Михаила Васильевича? — на минуту задумывается Хаймусов. — А вы знаете, наверное, то, как он продвинул русскую науку и сделал, чтобы наши мужики тоже учились. Потому что не давали это русскому человеку! Почти все студенты были иностранцами».
И ведь все равно были какие-то открытия, восклицает наш собеседник. Пусть не все удалось довести до конца.
«Но он задал направление. Задал вектор, — объясняет Александр Николаевич. — Обычно люди занимаются чем-то одним, а Ломоносов объял необъятное. Мне кажется, это и есть его достижение!»
О книге «Изобретение Михаила Ломоносова. Русский национальный миф» упоминалось еще 10 лет назад. Но тогда она была доступна лишь западному сообществу. А теперь, когда у нас конфликт, зачем-то была переиздана в России.
Совпадение? Не знаем. Но отзывы угнетают…
«Новаторская книга Стивена Ушитало позволяет нам увидеть русский миф о Ломоносове, великом сыне народа, в новом свете, — заявляет Иоахим Кляйн из Лейденского университета. — Цель автора — не быть иконоборцем: он стремится не развенчать эту историю деятеля русской культуры, а открыть на нее критический взгляд, стимулируя ощущение сложности и двойственности».
«Историки России и Советского Союза получат пользу от интригующих идей этой книги о «мифогенности» русской культуры, — пишет Эндрю Дженкс, — где культы личности, начиная с политических деятелей и заканчивая пантеоном литературных, инженерных героев и героев-космонавтов, играют такую роль. Заметную роль в политике и в пропаганде идей о том, что значит быть русским».