В Киево-Печерской лавре сняли необычное явление. На одной из главных святынь — старинном Трапезном храме — резко почернели кресты и один из куполов. Символично, что это то самое здание, где в январе этого года исполнялись песни про «убийства москаля», а теперь идут раскольнические богослужения. Поэтому что это, если не Божий знак, считает наместник обители митрополит Павел. Или этому есть более земные объяснения?
Знаменитая Трапезная церковь была возведена еще в XIX веке. У стен храма находятся могилы Петра Столыпина и убитых в 1708 году мучеников Кочубея и Искры, а с прилегающей к нему площадки открывается прекрасный вид на Днепр и Ближние и Дальние пещеры, где покоятся мощи святых.
Однако сейчас в обитель пришли темные времена. Монахи опасаются репрессий со стороны киевских властей, и противостоять этому все сложнее. Теперь даже кресты темнеют, переживает братия.
Бывало ли такое раньше? И что об этом думают православные священники и специалисты по реставрации?
«Безусловно, это знак! — говорит Daily Storm руководитель Патриаршего Архитектурно-реставрационного центра Троице-Сергиевой Лавры, заслуженный деятель искусств РФ Сергей Демидов. — То, что мы обычно принимаем за мистику, зачастую оказывается волей Божьей. Просто мы привыкли к обыденности и засилью новостей. А тут — явное чудо, которое дает понять, что в обители происходит что-то нехорошее».
«Ну и потом это же было предсказано, — добавляет Сергей Васильевич. — Поищите пророчества киевских монахов, которые говорили, что на Украине случится большое несчастье, возникнет раскол и, как следствие, произойдет разорение Киево-Печерской лавры и почернение крестов».
Доводилось ли ему видеть такие чудеса лично? Ну конечно, говорит архитектор, и несколько подобных случаев даже описаны в его книге «Записки церковного реставратора».
Один из них произошел в 1988 году, когда Демидов участвовал в обретении мощей святителя Игнатия Брянчанинова. Нашли место, раскопали склеп. Обнаружили останки, рассказывает он. Но уполномоченный по делам религий уперся — и все: мол, а как вы докажете, что они принадлежат именно ему, а не какому-нибудь другому священнослужителю?
«И вдруг там же обнаруживают еще и кусочек парчи, — вспоминает Сергей Васильевич. — А я разворачиваю его и понимаю, что это часть саккоса, который мог носить только архиерей! И это в самый разгар спора. Ну не чудо?»
«А на вопрос, что же делать, я отвечу так... — продолжает наш собеседник. — Молиться! Помните, что было в 30-е? И монастыри взрывали. И иконы жгли. И монахов расстреливали... И ведь никто не мог и помыслить, что это все повторится! Но Бог поругаем не бывает. Все вернется на круги своя, и правда обязательно восторжествует».
Поделился своим мнением и заслуженный архитектор РФ, член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук Максим Атаянц. Правда, по его мнению, все намного проще.
«Дело в том, что каждый видит то, что он хочет видеть, а физического содержания в этом может и не быть. Просто людям свойственно искать какие-то знаки», — говорит Максим Борисович. И — предлагает представить позолоченный купол, когда где-то над ним появляются тучи. Естественно, что с каких-то ракурсов он будет казаться затемненным…
«Конечно, многое зависит и от того, на какую основу нанесена позолота, — добавляет художник. — Но чтобы это случилось в один день — такого никогда не было».
А вот как на этот же самый вопрос отвечает настоятель храма Святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке, протоиерей Федор Бородин. Не стоит гадать, знак это или не знак, говорит он. Факт в том, что в обитель пришла беда и святое место стало предметом политических спекуляций.
«Киево-Печерская лавра — колыбель всех русских монастырей и мое любимое место — отходит людям, которые не являются священнослужителями! — переживает он в беседе с Daily Storm. — Людям, которые отлучены от церкви. Которые ни по каким канонам не могут служить божественную литургию! Может, имеет смысл напомнить вашим читателям, что так называемый митрополит Филарет был отлучен от церкви за нарушение монашеских обетов, потому что жил с женой и имел детей. Это был страшный соблазн — но все поместные церкви это приняли».
«Поэтому, конечно, это горе! — восклицает священник. — Хотя понятно, что для киевской власти это не более чем политический проект».
Как рассказывает батюшка, эта боль и его личная.
«Недавно читал детям Киево-Печерский патерик, — вспоминает он. — Это такой сборник древних рассказов об отцах монастыря. Об их жизненном пути... Об их подвигах, об их молитвах. И поймал себя на мысли, что эти святые пещеры, в которых они подвизались, теперь отданы людям, о которых я затрудняюсь сказать что-либо хорошее.
Я понимаю это как страшную беду! А почернели кресты или не почернели — это уже неважно...»
Напомним, что монахам и служителям Киево-Печерской лавры предписано покинуть монастырь до 29 марта. Об этом сообщил министр культуры Украины Александр Ткаченко. По словам чиновника, ведомство расторгает с ними договор аренды из-за неких нарушений. Что это за нарушения, не уточняется. Но обговаривается, что выселением обители займутся специальные рабочие группы.
«Кроме недвижимого имущества, там есть еще музейные экспонаты, более 800 экземпляров, в том числе мощи святых, которые были переданы монахам, — заявляет Ткаченко. — В отношении них будет отдельная проверка».
Тем временем наместник монастыря, митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел призывает православных не сдаваться.
«Дьявол делает все возможное, чтобы молитва прекратилась. Наверное, апокалипсис начинается с Украины… Мы не должны посрамить церковь, пускай даже меня расстреляют, — говорит он. — Я не боюсь смерти. Мы не за бунты, не за революции. Но дайте нам молиться, как мы хотим, как мы научены».