St
Валерий Гергиев: Моя ответственность — только перед Вагнером, а не перед тем, кто что-то там написал
Дирижер ответил на разгромную критику в немецком издании Die Zeit Коллаж: © Daily Storm

Валерий Гергиев: Моя ответственность — только перед Вагнером, а не перед тем, кто что-то там написал

Дирижер ответил на разгромную критику в немецком издании Die Zeit

Коллаж: © Daily Storm

В немецкой газете Die Zeit появилась рецензия на выступление за дирижерским пультом во время премьеры оперы Вагнера «Тангейзер» художественного руководителя Мариинского театра Валерия Гергиева. Материал был опубликован сразу после его концерта на открытии Байройтского фестиваля в Германии. Оперному критику Флориану Циннекеру не понравилось, как тот представил знаменитую оперу Вагнера «Тангейзер». У самого Гергиева на это ответ один: он честно делает свою работу, а кто и что там пишет, ему абсолютно все равно!


Раскритиковали, освистали, назвали его выступление каким-то «невнятным бормотанием»... — вот лишь некоторые из эпитетов, которыми сегодня пестрит мировая пресса. И все из-за чего? Из-за того, что кто-то решил самоутвердиться и написать, что Гергиев плохой. Но как сказал бы Станиславский, «не верю». Это Гергиев-то невнятный? Тогда выйдите и покажите, как надо — а написать может каждый. Но обо всем по порядку...


Die Zeit пишет, что во всем мире Валерия Гергиева считают гением, и он — действительно один из наиболее востребованных дирижеров. Однако немецкую публику ожидало разочарование, причем такое, что под конец выступления она не стеснялась открыто высказывать свое недовольство. Слишком «размыто и неточно» играли музыканты, слишком отстранен стоящий за дирижерским пультом человек.


«Слышно ведь сразу, если музыканты не играют, а певцы не поют вместе», — пояснил Циннекер.


По мнению автора рецензии, причиной неудачи мог стать тот факт, что Гергиев не участвовал в репетициях, предпочтя потратить это время на то, чтобы договориться о выступлениях на других площадках. Например, в Зальцбуге он взялся дирижировать оперой Верди «Симон Бокканегра», а в Вербье — «Женщиной без тени» Рихарда Штрауса.


«В конце концов, никто не должен дирижировать в Байройте, если он этого не хочет», — заявил критик. Позднее к его мнению присоединились BR-Klassik, Deutschlandfunk, Kurier и журналисты некоторых других изданий.


Заявлять «не хочешь — не берись» — это, конечно, самоуверенно. Что об этом думает сам музыкант? Мы дозвонились до Валерия Абисаловича, чтобы узнать, как он относится к подобным нападкам. И, судя по голосу, все пули пролетели мимо!


«Моя ответственность — только перед композитором, а не перед тем, кто что-то там написал, сказал Гергиев Daily Storm. — Именно так я воспринимаю и всю свою работу, и всю свою жизнь. Примерно то же самое лет тридцать назад сказал мне великий дирижер Георг Шолти: «Никогда не читай о себе ничего хорошего и ничего плохого». Это был его совет. Я тогда был совсем молоденький, а он — один из величайших дирижеров столетия. Так что меня это мало интересует».


По словам маэстро, что про него говорят и что в действительности — это две разные вещи. Главное, что он сам знает, что честно делает свое дело! Это же подтвердят и слушатели. 


«Выступление слышали сотни тысяч людей, говорит артист, — ведь оно еще и транслировалось, его записывало телевидение. Так что... — ерунда полная!» 


«Вот у меня на концерте в Америке бегают то украинцы, то еще какие-то люди с флагами. Если обо всем этом думать, потеряешь голову и забудешь, в чем твоя профессия, — иронично добавляет он. — Поэтому я думаю лишь о том, что мне надо сделать. Я так устроен!»


Есть у него и несколько слов для тех, кто за него переживает. Чего-чего, а вот этого делать не стоит! У него все отлично, он сейчас в Японии и снова весь в планах и делах. «Думайте только о хорошем!» — добродушно напутствует он.


Напомним, что знаменитую оперу Вагнера «Тангейзер» словно преследует злой рок. Один из скандалов разразился в Дюссельдорфе, когда режиссер Бурхард Космински решился представить свою, обновленную версию этого произведения. В его интерпретации действие происходило не в Средние века, а во времена гитлеровской диктатуры и первого послевоенного канцлера ФРГ Конрада Аденауэра, причем главный герой — Тангейзер — служил охранником концентрационного лагеря. Премьера состоялась 4 мая 2013-го; зрители были в таком потрясении, что многим из них пришлось обращаться за медицинской помощью.


Не менее скандальной оказалась постановка молодого режиссера Тимофея Кулябина в Сибири. Узнав о содержании спектакля, митрополит Новосибирский и Бердский Тихон подал в суд и на него самого, и на директора театра Бориса Мездрича. Несмотря на то что обоих оправдали, Мездрич был уволен, Кулябину пришлось уйти, и спектакли отменили. Теперь дело Тангейзера повесили на Гергиева! За что — вопрос, наверное, риторический. 


Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...