
Что сильнее — любовь или дружба? Можно ли любить, но не дружить? Или просто дружить? Можно ли любить человека, который предал общее дело? А любить два раза? В Театре Олега Табакова прошла открытая репетиция спектакля «С любимыми не расставайтесь», который поставлен по одной из самых чувственных пьес Александра Володина и станет первой премьерой на обновленной исторической сцене.
Как признавался сам Александр Моисеевич, он, наверное, единственный в мире драматург, который уговаривал режиссеров не ставить его произведения.
«Я очень часто ощущаю себя человеком вне времени и вне планеты, — делился он в одном из своих интервью. — Живу себе тихонько на своем островке. Никогда не отмечал не только юбилеев, но даже дней рождения. Сначала потому, что жил у чужих людей, потом служил в армии. Потом война. Потом мучительная семейная жизнь, еле дотягивали до зарплаты <…>.
У меня есть только жалость ко всему, что подавлено, унижено. И неприязнь к тому роскошному, что все время показывают по ТВ. Я с теми, кому тяжело, кто мучается. Я так люблю таких простых людей».
И кому, как не ему, могли быть посвящены первые слова Владимира Машкова, когда он вышел к зрителям, чтобы рассказать об этой постановке?
«Спектакль поставлен по пьесе Александра Володина, — говорит Владимир Львович. — Одного из авторов, которого очень любил Олег Павлович и очень любим мы. Это великий драматург, который стоит под нашей рябиной вместе с Виктором Розовым и Александром Вампиловым, и я очень рад, что артист нашего театра Артур Касимов, уже пробовавший себя в качестве режиссера в Театральной школе Табакова, сделал это на профессиональной сцене!»
«Все — о любви! — добавляет художественный руководитель. — Абсолютно искренняя и абсолютно прожитая человеком история. Что такое любовь? Как ее сберечь? Можно ли ее сберечь? На эти вопросы, которые мы задаем себе всю свою жизнь, и попробуют ответить наши артисты».
Сюжет пьесы построен на переживаниях судьи (ее играет актриса Марина Салакова), которая рассматривает дела о разводах. И одно из них — еще совсем молодой пары, Кати и Мити. Их роли исполняют Нелли Хаперская и Севастьян Смышников.
Казалось бы, еще совсем недавно они бежали в загс, чтобы сказать друг другу «да», а теперь холодны и немногословны. Парень подозревает девушку в измене, а та не считает нужным объясняться.
Судья устала. Она видит это каждый день. А в воздухе кружат бумажки. Свидетельства о расторжениях, в которых только боль, боль, боль — и ничего, кроме боли.
Признаться честно, когда мы отправлялись на спектакль, нас мучали сомнения. Ведь большинству артистов всего 20. Что они знают о любви? Ну ладно, пусть не о любви, а что им знать о расставаниях?
Но они взяли другим — искренностью и самоотдачей. Поэтому, когда в финале постановки Катя испугается за Митю и закричит: «Он же муж мой! Мы всего две недели как развелись!», в зале повиснет гробовая тишина.
А каким прекрасным было музыкальное сопровождение: тут и Леонид Федоров, и Вадим Самойлов еще времен «Агаты Кристи». «Позови меня, небо, удиви меня правдой. / Я, конечно, не первый, кто летал, и кто падал» — от этих песен всегда хочется плакать!
Приходилось ли прислушиваться к мнению Владимира Машкова?
«Все то, что он делает, — это всегда очень точно, емко и это работает! — отмечает режиссер Артур Касимов. — Поэтому странно к этому не прислушиваться и говорить: «Нет, мне это не нравится». Поэтому, Владимир Львович, конечно, помогал!»
А сама пьеса настолько откровенная, что таким можно поделиться только с теми, кто действительно поймет.
«Живое, настоящее — это все заложено драматургом Александром Моисеевичем, он писал эту историю про себя, — объясняет молодой человек. — Все говорят про страсти у Шекспира, а здесь страстей не меньше! И даже страшнее, потому что они тише».
Интересная деталь: в 1999 году Володину присудили премию «Триумф» и 50 тысяч долларов, а он не знал, что с ними делать. Потому что никогда не видел таких денег.
Драматург умер на 83-м году жизни, оказавшись в какой-то жуткой питерской больнице. Ржавые кровати, мыши. Черствый хлеб...
О том, что это тот самый человек, по произведениям которого сняли «Пять вечеров» и «Осенний марафон», больные из других палат узнали только от его друга.