St
«Идет давление на главные боли»: как устроена кампания фейк-ньюс во время военной операции
18+
По мнению бывшего заместителя главного редактора Life Александры Ремизовой, основной способ распространения фейков — таргет Коллаж: Daily Storm

«Идет давление на главные боли»: как устроена кампания фейк-ньюс во время военной операции

По мнению бывшего заместителя главного редактора Life Александры Ремизовой, основной способ распространения фейков — таргет

Коллаж: Daily Storm

Шестой день спецоперации на Украине. Социальные сети заполнены десятками новостей о военных действиях, публикуются фотографии погибших, раненых, пленных солдат. В моменты, когда информационное поле переполнено сообщениями, сложно понять, где правда, а где ложь. Своим мнением о происходящем с Daily Storm поделилась блогер и бывший заместитель главного редактора Life Александра Ремизова. Она напомнила, что доверять нужно только проверенной информации, назвала основные критерии, по которым можно отличить фейк, и объяснила, как обезопасить себя от потока ложных новостей. 


«Тысяча человек увидит пост всего за один доллар» 


«Сейчас с украинской стороны поступает огромное количество фейков, потому что их солдат практически не ограничивают в связи. При этом с нашей стороны приходит очень мало фотографий от ребят, участвующих в боевых действиях. Нет объективного освещения, видим то, что снимают мирные украинцы и их военные. А мы получаем только небольшие видео, которые присылает ДНР или военкоры. 


Из-за этого этого происходит много фейковых историй. Больше всего я их вижу в Instagram и Facebook. Там проще и дешевле запускать таргет (рекламу. — Примеч. Daily Storm). Например, всего за один доллар пост может увидеть тысяча человек. 


Производство фейков может происходить по следующему принципу: создаются чаты, в которых ребята собираются, делают креативы, договариваются, как это будет выглядеть, отбирают самые трешовые и запускают в таргет. Чатов я таких видела как минимум шесть штук, в некоторых состоит уже по две тысячи человек. И это все люди, которые могут запускать рекламу, — таргет-менеджеры.


У них есть координаторы, которые им эти новости, лозунги формируют. Часть они придумывают сами. В основном таргет-менеджеры — это молодые ребята. Это аудитория 15-25 лет. Они не видели Донбасс, 14-й год они не помнят. Поэтому и всплывают старые видео и фото тех лет — ребята просто не помнят те времена и берут все что приходится. 


Этим в том числе занимается парень, Влад Ясько (речь идет об инстаграм-маркетологе Владиславе Ясько. — Примеч. Daily Storm). Он украинец, но живет на Бали. У него 300 тысяч подписчиков, он запускает курсы, учит ребят таргету. Сейчас они в огромном количестве льют трафик на российскую аудиторию. При этом у ребят, которые связаны с инфобизнесом, очень много финансовых ресурсов. Потому что там крутятся большие деньги. 

Читайте там, где удобно, и подписывайтесь на Daily Storm в Telegram, Дзен или VK.

Есть огромное количество людей, которые продают онлайн-курсы. 50 тысяч долларов для них — это небольшая сумма, у них есть намного больше денег. Эта сфера нерегулируемая, и поэтому сейчас инфобизнесмены ломанулись в сферу политики. 



Другая история — это рассылка от ботов в Telegram. В них добавлялись люди, чтобы получать информацию о различных онлайн-курсах. Эта система называется «Лилу». Недавно создатель сервиса по своей инициативе запустил на аудиторию своих клиентов рассылку (в Telegram-каналах блогеров начали появляться сообщения с призывами к протестам. — Примеч. Daily Storm). Я уверена, что ему это обернется судами, он даже не должен иметь доступа к базам своих клиентов. 


Однако глобально в этом нет никакого смысла. Таргетологи надеются, что такая реклама всколыхнет россиян, ослабит поддержку президента. Однако в таргет идут те, кто совершенно не понимает в политтехнологиях, в политике, для них это темный лес. Туда пришли маркетологи, которые умеют прогревать и продавать. Но никто не пойдет на митинг, потому что вы пустите на детскую аудиторию фотографии трупов. Кто за вас пойдет?» 


Общие черты фейков


«Фейки всегда действуют эффективно, особенно на людей, которых затрагивают события. Тех, у кого там находятся военнослужащие. Наших срочников нет на Украине, но подсознательно у матерей возникает мысль, что «им просто не рассказывают правду». В Сети публикуют либо утерянные, либо поддельные документы. Просто дело в том, что наши люди в это верят. 


Нужно просто рассказывать людям больше правды. Путин сказал, что срочников не будет, но почему никто не рассказывает, что нельзя отправлять данные родных на фейковые сайты? Почему не говорят, что у них вовсе нет документов с собой? Ты видишь паспорт человека в анонимных каналах и думаешь, что это реальные данные погибших ребят. (Речь идет о Telegram-канале «Ищи своих», в котором публикуют данные военных. — Примеч. Daily Storm.)

Основной прием — это устрашение. Идет давление на основные боли. Например, пугают людей тем, что деньги тратятся на войну. Говорят о нестабильности в финансовом плане, якобы Центробанк заморозит вклады россиян.


Еще зачастую подменяют понятия. В одних СМИ пишут, что мы (Россия. — Примеч. Daily Storm) взорвали дамбу, чтобы пошла вода с Украины. В других СМИ отмечают, что это не дамба, и показывают фото. И фактически они правы, демонстрируя ту часть дамбы, которую просто нельзя взрывать сейчас. Потому что если взорвать ее, то зальет всех, кто рядом. 

К тому же иногда просто придумывают новости. Например, патриарх Кирилл сказал молиться, а они пишут «патриарх Кирилл призвал выходить на улицу». Ну это немного разные понятия».  


Как отличать фейки обычному человеку?


«Чтобы отличить фейк, следует сначала обратить внимание на качество видео. Сейчас все камеры снимают отлично, даже на самых дешевых телефонах, даже на телефонах трех-четырехлетней давности. И когда вы видите плохое качество — понятно, что это фейк. Возможно, сжимали, чтобы что-то добавить, скрыть. 


Во-вторых, обратите внимание на звук. Если мы видим запись разговора двух человек и звук меняется, меняется шум на фоне, значит, это склейка. То же самое на видео, если наложен звук, если не видно человека, который что-то говорит, — это может быть любой человек со стороны. 


Помимо этого, нужно сопоставлять времена года на видео. Понимать, в каких районах еще лежит снег, а где уже есть листья. Также когда непонятно, кто, куда, в кого стреляет, когда не видно ни места, ни времени — это еще один звоночек, что видео ненастоящее. 


Но, пожалуй, самая базовая вещь, на которую стоит обращать внимание, — это когда запись идет не в прямом эфире. Я советую не верить скриншотам переписки, даже видеозаписям переписки. Любую информацию подобного рода можно сфабриковать. Неважно, с чьей стороны — с российской, с украинской, это все легко подделывается. 


Доверять сейчас можно официальным ведомствам. Да, их заявления выпускаются нечасто, но с другой стороны, нам тем более не могут дать объективных данных. Это утопия, что кто-то из чужой страны, из чужого ведомства будет создавать сайт, чтобы мы искали своих погибших. 


А если мы говорим про проверку «есть там наши войска или нет наших войск», надо смотреть СМИ, источники, к которым есть доверие, смотреть каналы людей, которые там находятся. По крайней мере, на это ориентируюсь я. 


Еще я бы советовала подключать подписки, чтобы избегать ненужной рекламы. Поставить ограничение в Instagram на небезопасный контент. Я себе подключила подписку на «Яндекс.Музыку», на «ВКонтакте», чтобы не было голосовой рекламы между треками. Также можно за деньги отключить рекламу за деньги на YouTube. В остальном я заблокировала все каналы, где может появляться эта негативная реклама». 

Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...