St
На темной стороне столичной подземки
18+
Рассказываем о «болевых точках» метро undefined

На темной стороне столичной подземки

Рассказываем о «болевых точках» метро

Проникновение в тоннели метрополитена — обыденная история.    

Очередной пролаз в перегон был зафиксирован в начале августа этого года. Служба безопасности метро обнаружила на станции «Площадь Революции» повреждения в вентиляционной шахте, ведущей в Александровский сад. Оказалось, что неизвестные проникли в тоннель, вскрыв металлический люк воздуховода у стен Кремля. Злоумышленников задержать не удалось. Daily Storm решил разобраться в том, как обеспечивается безопасность главного транспортного узла столицы.

Читайте там, где удобно: добавьте Daily Storm в избранное в «Яндекс.Новостях», подписывайтесь в Дзен или Telegram.

По информации источников издания, еженедельно происходит несколько случаев проникновения в перегоны посторонних людей. Иногда такие действия вызваны отнюдь не простым любопытством подростков и не являются хобби так называемых диггеров. Пролаз в метро может повлечь серьезные последствия, и в этом случае стоит уповать лишь на оперативную работу спецслужб, но об этом — подробнее.

В распоряжении Daily Storm оказался эксклюзивный материал. 21 мая около 10:30 на станции «Тургеневская» был задержан Беловодский 1998 года рождения, проживающий в Москве. На нем была форма сотрудника службы пути метрополитена. По словам молодого человека, он проник в тоннель на станции «Китай-город», прошел по нему около километра и вышел на станции «Тургеневская», где был задержан сотрудниками полиции. Его проверили прибором «Кербер», предназначенным для обнаружения взрывчатых веществ. Их следов на молодом человеке не нашли. В 11:40 на станцию прибыл сотрудник ФСБ, был заказан видеообзор. И уже в 13:00 на станции «Китай-город» Калужско-Рижской линии при обследовании тоннеля был задержан еще один человек — Исаков 1997 года рождения. Он так же, как и Беловодский, был одет в форму сотрудника метрополитена.

Фото: © архив героя публикации


Более того, при проверке «Кербером» на одежде Исакова были обнаружены следы пороха. В связи с этим сотрудниками была проведена проверка прилегающих вентиляционных шахт №160, 544, 546 и 635. Осложняло ситуацию то, что следов повреждений на решетках вентиляции не было, да и сигнализация на этих участках не срабатывала.

Естественно, эта история вызывает много вопросов, а следы пороха на одежде одного из задержанных дают повод предполагать, что оперативники смогли предотвратить теракт. Но может ли этот случай указывать на о то, что пассажиры подземки находятся в серьезной опасности? Постараемся разобраться, что же в метро преграждает путь злоумышленникам.

 

Современный метрополитен представляет собой сложную систему, проникнуть в которую — нелегкая задача. Все вентшахты и прочие коммуникационные ходы, ведущие в тоннели, оборудованы надежными гермодверями, замками, а также системами сигнализации. Рассказывать о методах преодоления сигнализации — не в нашей компетенции, но подробную информацию о самих «сигналках» можно найти в открытом доступе в интернете. Как правило, они состоят из охранного датчика, контрольно-приемного устройства, лампочки-индикатора и лампочки на пульте. В настоящее время весь процесс компьютеризирован. Датчики же делятся на несколько типов.

«Колесико»

Датчик контроля открытия двери имеет колесико, отсюда и пошло его название. При открытии колесико отжимается, и диспетчер получает сигнал о проникновении в помещение. В метрополитене используется и аналогичный метод сигнализации. Называется «Геркон». Принцип действия такой же, как и у «Колесика», но ключевую роль играет магнит, который замыкает цепь, при размыкании которой срабатывает сигнализация.

 

Микроволновый датчик (объемник)

Принцип его действия прост. Сигнализация срабатывает при любом перемещении в зоне его слежения. Часто применяется в вентиляционных шахтах и служебных помещениях метрополитена. При грамотной установке это практически непреодолимое препятствие. Датчики компании «Фортеза» в метрополитене столицы особенно популярны.

 

Линейный инфракрасный датчик (шторка)

Этот датчик представляет собой два устройства — излучатель и приемник. Излучатель передает инфракрасный луч, приемник его принимает. Датчик срабатывает при разрыве луча. Особенно популярен в метрополитене Северной столицы.

 

Датчик движения

Не стоит его путать с микроволновым датчиком. В отличие от микроволнового, он фиксирует изменение теплового фона в зоне его видимости. Этот датчик используют в тех вентшахтах метро, которые особенно часто подвергаются взлому. 

***


Безусловно, все эти меры обеспечивают определенную безопасность пассажиров и работников метрополитена. Но, по слухам, есть места, где проникнуть в подземку можно с минимальным риском. Журналистам Daily Storm удалось встретиться с одним из представителей диггер-группы NBC, который смог показать нам несколько таких лазеек.

 

С диггером мы пересеклись на Манежной площади (он попросил не разглашать его имя). Наш путь пролегал в сторону «Китай-города» через Лубянку, примерно там и произошла майская история.

Фото: © Daily Storm/Алексей Голенищев


Первое неприметное сооружение находится в районе Большого Спасоглинищевского переулка. В одном из дворов есть высокая труба, на первый взгляд и не догадаешься, что она ведет в метрополитен. Но диггер нас уверил, что, спустившись вниз, мы окажемся в одном из перегонов Арбатско-Покровской линии. На вопрос о том, смогут ли службы безопасности обнаружить нарушителя при входе через эту точку, он ответил: «Это заброшенный створ, вытяжка метро, у нее нет номера, по сути, черное пятно. К тому же она не используется. Мне кажется, что метрополитен даже не знает про это место».

Фото: © Daily Storm/Алексей Голенищев


Следующая точка находится примерно в километре. На детской площадке стоит с виду простой валун, на самом деле это бывший фундамент вентшахты. «Сейчас он залит бетоном на полтора метра в глубину, а сам коллектор снесен», — сказал диггер. По его словам, несмотря на то что вход забетонирован, попасть в шахту можно с помощью подкопа. А для большей незаметности достаточно надеть робу, оградить место лентой и притвориться рабочими, никто и не заподозрит подвоха. Собственно, в этом месте проходит та самая Калужско-Рижская линия, где весной этого года были задержаны молодые люди.

Фото: © Daily Storm/Алексей Голенищев


Последнее место, которое мы посетили, — в самом центре столицы. В непосредственной близости от станции «Театральная» расположен незаконно вырытый грот. Место огорожено забором и укутано маскировочной сеткой, в 10 метрах стоят сотрудники ОМОНа. При определенной сноровке попасть туда можно незамеченным. По словам диггера, спустившись на 15 метров по лестнице, расположенной за забором, нас ждет заваренная гермодверь. Сигнализации нет. Вооружившись болгаркой, дверь можно просто-напросто спилить — и попасть на центральный перегон. Шума на поверхности слышно не будет, заверил нас диггер, в данном случае глубина грота и заградительные сооружения сыграют на руку.

Коллаж © Daily Storm. Скриншот © Daily Storm


После этой «обзорной экскурсии» по Москве мы попытались связаться с представителями службы безопасности метрополитена, однако нам никто не ответил.

 

Все места, где можно попасть в метрополитен, диггер показывать не стал. Но он уверил, что в московском метро насчитывается несколько десятков активных лазеек, через которые, соблюдая определенную осторожность, злоумышленники могут пробраться незамеченными. И это действительно настораживает: если подобные знания окажутся в руках не тех людей, то все может закончиться плачевно.

Фото: © GLOBAL LOOK press/Dmitry Golubovich

Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...