Аэропорт Сочи запросил у Минтранса для себя режим «открытого неба», при котором снимаются некоторые ограничения межправительственных соглашений об авиаперевозках, сроком на три года (с 2024-го по 2027 год). Письмо в ведомство в конце 2023 года направил Алексей Старостин, гендиректор компании «Аэродинамика», владеющей и управляющей воздушной гаванью. Об этом сообщает РБК.
Режим «открытого неба» позволяет приземляться в аэропортах самолетам перевозчиков, которые не зарегистрированы в стране. Сейчас из Сочи международные рейсы выполняются в 14 стран: Турцию, Армению, Узбекистан, ОАЭ, Израиль, Египет, Грузию, Азербайджан, Сербию, Таджикистан, Белоруссию, Казахстан, Таиланд и Киргизию. Среди государств, чьим перевозчикам предлагается «открыть небо» в Сочи, Старостин назвал Бахрейн, Катар, Кувейт, Саудовскую Аравию, Иорданию, Оман, Ливан, Пакистан, Ливию, Сирию, Эфиопию, Тунис, Марокко и ЮАР. По его словам, в случае введения режима «открытого неба» объем перевозок на новых направлениях будет незначительным, до 5%, что не навредит российским перевозчикам.
Гендиректор «Аэродинамики» написал, что въездной иностранный туристический поток в Сочи крайне низок, несмотря на введение в действие с августа 2023 года электронной визы для въезда в Россию для жителей 55 стран. Старостин отметил, что российские авиакомпании имеют ограниченные возможности по выполнению международных рейсов, а запуск новых направлений иностранных перевозчиков сдерживают соглашения между государствами. В этих документах, как правило, с обеих сторон оговариваются ограничения по количеству авиакомпаний и рейсов, которые могут выполняться в третьи страны.
Старостин обращает внимание, что авиаперевозчики из стран Ближнего Востока и СНГ заинтересованы в открытии рейсов в Сочи, но со снятием ограничений по пятой степени «свободы воздушного пространства» и использованием Сочи в качестве транзитного пункта. Введение пятой степени позволяет обходить часть ограничений: такой режим дает возможность перевозчикам летать между двумя зарубежными странами, если перелет начинается или заканчивается в стране регистрации авиакомпании. Аэропорт второй стороны соглашения в этом случае считается пересадочным хабом. Например, индийская Jet Airways использовала хаб в Брюсселе, а затем в Амстердаме, чтобы совершать рейсы из индийских аэропортов в Северную Америку, указывает РБК.
Снятие ограничений помогло бы открыть новые международные маршруты, увеличивать конкуренцию между авиаперевозчиками, снизить стоимость авиабилетов и развивать въездной туризм, написал гендиректор «Аэродинамики». Представитель компании подтвердил изданию обращение в Минтранс, также перечислив преимущества введения режима «открытого неба».
В пресс-службе ведомства заявили, что считают снятие ограничений преждевременным, поскольку «введение режима «открытого неба» в Сочи может негативно сказаться на транспортной доступности данного направления для российских граждан». В Минтрансе отметили, что ведомство старается развивать авиасообщение РФ с другими странами, но безусловным приоритетом является развитие внутреннего туризма. В пресс-службе добавили, что сочинский аэропорт является крупным хабом юга России, «по сути, обеспечивающим прием всех пассажиров, у которых южные направления пользуются спросом».
Аэропорты Краснодара, Геленджика, Симферополя, Ростова-на-Дону и Анапы закрыты с конца февраля 2022 года после начала специальной военной операции на Украине. В 2023-м воздушная гавань Сочи обслужила более 13,9 миллиона пассажиров.
По словам источников РБК, против «открытия неба» в аэропортах РФ традиционно выступают российские авиакомпании. Представитель «Аэрофлота» уточнил изданию, что перевозчик не поддерживает идею снятия ограничений. Другие авиакомпании не прокомментировали инициативу. Старостин указывал в письме, что вопрос введения режима «открытого неба» проработан с ведущими авиакомпаниями (кроме «Аэрофлота», названы Red Wings, Nordwind, iFly и «Азимут»).
В 2014 году в Сочи уже вводили режим «открытого неба», он действовал до 2016 года. Сегодня режим полного «открытого неба» (седьмая «свобода воздуха») формально действует в Пулкове (с 2020 года, но для полетов из европейских стран, с которыми авиасообщение остановлено в 2022 году) и Калининграде (с 2021 года, также прорабатывался под запуск рейсов европейских лоукостеров). Во Владивостоке с 2012 года действует пятая «свобода воздуха».