Обмен заключенными между Россией, Белоруссией и рядом западных стран представлял для Германии «очень деликатную дилемму», заявила министр иностранных дел ФРГ Анналена Бербок.
Говоря о включении в сделку экс-сотрудника ФСБ Вадима Красикова, осужденного за убийство воевавшего против России бывшего чеченского командира Зелимхана Хангошвили, Бербок отметила, что это было нелегкое решение. Ее слова приводит телеканал Tagesschau.
Министр внутренних дел Германии Нэнси Фезер подтвердила, что это было «очень, очень трудное решение», но сказала, что для Германии «свобода и жизнь заключенных в России и Белоруссии имеют решающее значение». Об этом же говорил канцлер Олаф Шольц.
Обмен произошел 1 августа в аэропорту Анкары. Были обменяны 26 человек: России передали 10 человек (включая двоих детей семейной пары разведчиков Артема и Анны Дульцевых), Германии — 12, США — четыре.
Помимо Красикова и Дульцевых, РФ вернула в том числе Романа Селезнева и Владислава Клюшина, осужденных в США за кибермошенничество: первый получил 27 лет тюрьмы, второй — девять.
Из российских тюрем выпустили в том числе оппозиционеров Илью Яшина (признан иноагентом) и Владимира Кара-Мурзу (признан иноагентом), американского журналиста Эвана Гершковича и бывшего морпеха Пола Уилана. Яшин был осужден за фейки о Российской армии, Кара-Мурза — за госизмену, Гершкович и Уилан — за шпионаж. Daily Storm рассказывал о заключенных, включенных в сделку.
Москва также передала гражданина Германии Рико Кригера, приговоренного в Белоруссии к смертной казни за терроризм и другие преступления и помилованного президентом страны Александром Лукашенко.
Прошедший обмен заключенными стал крупнейшим со времен холодной войны. Самый массовый состоялся в 1985 году. Тогда из тюрем ГДР и Польши освободили 23 агента ЦРУ в обмен на четырех сотрудников секретных служб стран Варшавского договора.