Политическая ситуация в Приморье вновь накаляется. Регион живет в ожидании очередного этапа губернаторских выборов, которые назначены на 16 декабря. Еще одним участником гонки решил стать бывший замглавы Росприроднадзора, эколог Олег Митволь, которого планирует выдвинуть Партия зеленых. О том, что побудило его принять такое решение и почему он считает ошибкой кадровую политику администрации президента в Приморском крае, он рассказал специальному корреспонденту Daily Storm Наталье Башлыковой.
— Олег Львович, почему Вы вдруг решили принять участие в выборах губернатора Приморья, ведь в первом туре Вы не участвовали?
— Вопрос сложный. Дело в том, что в Приморье после первого тура выборов сложилась такая ситуация, которая показала непростое положение дел в субъекте. Мы с вами понимаем, что предыдущие выборы — это была такая фига в кармане, которую приморцы показали властям.
— Вы имеете в виду протестное голосование?
— Да. Я очень внимательно за этим всем наблюдал. В интернете есть видео, где Владимир Путин, когда был во Владивостоке, заслушивал губернаторов и где бывший губернатор Приморья Тарасенко начал рассказывать ему про «карасиков», которых надо спасти. По лицу президента было видно, что он понял реальную ситуацию, которая там сложилась, что краю требуется экстренная управленческая помощь. И, соответственно, назначение Кожемяко говорит о том, что ситуация в Приморье крайне сложная и требует серьезных управленческих шагов.
— То есть Вы как неравнодушный человек решили в этом тоже поучаствовать?
— Да, я тоже решил принять участие в выборах. Вы поймите, я эколог, у меня есть управленческий опыт, поэтому в таких сложных ситуациях — а тут она доведена до предела — нельзя оставаться в стороне… Это касается и уровня жизни населения. Сегодня там есть несколько миллиардеров, несколько нефтяных, сырьевых кампаний, которые качают оттуда миллиарды, но простое население живет плохо. Конечно, это вопрос не только к Андрею Тарасенко, в этом виноват и Владимир Миклушевский, и другие, которые допустили кучу управленческих ошибок.
Понятно, что всегда есть избиратели, голосующие за власть, которые ее поддерживают в любом виде. Они обязательно придут и проголосуют за Кожемяко. Но есть ведь и те, кто хочет что-то поменять, попробовать жить по-другому. И в этой ситуации, на мой взгляд, этим людям нужен альтернативный кандидат в губернаторы. В этой связи мне не совсем понятны упреки в мой адрес господина Ищенко (кандидат в губернаторы от КПРФ. — Примеч. Daily Storm), который заявил, что меня никто не знает в Приморье. Я хочу напомнить, что до этих выборов его тоже никто не знал.
— Есть ли у Вас предвыборная программа? Что Вам известно о первоочередных проблемах, которые существуют в крае?
— Это стандартные управленческие задачи. В крае сегодня очень серьезные проблемы при подготовке к зиме. В ужасном состоянии дороги. Где-то, например в Артеме, нужна дамба, где-то крайне серьезные проблемы с экологией, это та же Находка. Где-то проблемы с экологией в море, например в бухте Золотой Рог.
Также есть серьезные проблемы в здравоохранении…. Да, со всем проблемы, извините… Я смотрю на дорогу, которая ведет от аэропорта в центр города и на остров Русский... Она новая, и на нее выделили огромное количество федеральных денег, там же проходит саммит АТЭС, на который приезжают главы иностранных государств. Так вот она сегодня уже как стиральная доска, а на этих красивых и великолепных мостах появляется колейность. Это значит, что при ее строительстве на асфальте своровали. Понятно, что это сделали не какие-то таинственные силы или иностранные астронавты, а местные. И тут, конечно, идет речь о наведении порядка. По известной грачевской формуле (помните, был такой министр обороны): «Вор должен сидеть в тюрьме, а не ездить на мерседесе!».
— Почему Вы решили вызвать на дебаты именно Андрея Ищенко, а не врио губернатора Олега Кожемяко?
— Логика очень простая. Во-первых, господин Ищенко через ваше СМИ несколько раз упоминал меня, обзывался и вел себя очень странно…
— Что Вы имеете в виду?
— Он называл меня спойлером.
— У нас он говорил про цирк….
— Но это тоже не совсем нормально. Давайте все-таки сравним, кто он, а кто я. Почему он не цирк, а я цирк? Так вот для этого, на мой взгляд, нужны дебаты, на которых мы бы рассказали о своем опыте, кто чем управлял… Вы поймите одну простую вещь, сегодня Кожемяко отличается от других кандидатов тем, что он реально ежедневно работает. Мы видим, что он ежедневно принимает управленческие решения. Все избиратели это видят и также могут сделать выводы из его предыдущей управленческой деятельности. А вот Ищенко, у него откуда управленческий опыт? Он предлагает поставить в регионе эксперимент: будет при нем лучше или хуже? Мы ведь все знаем, что кроме опыта депутатства в субъекте у него за плечами эта грустная история обманутых дольщиков. То есть истории успеха у него нет.
— У Вас есть факты, документы, это подтверждающие?..
— Конечно есть! Извините меня, насколько надо быть циничным, чтобы в крае морской славы, а для коммунистов святые слова «крейсер «Аврора», с него началась октябрьская революция… Вот представьте, Ищенко называет одну компанию «Варяг-Строй», а вторую — «Аврора-Строй», привлекает средства на строительство — и обманывает дольщиков. Мало того — заявляет, что он является коммунистом…
— Но, наверное, свое слово тогда должны сказать правоохранительные органы?
— Я не говорю о том, что совершено преступление. Он бы тогда сидел. Но он был владельцем этих компаний, и эту информацию легко проверить в любой базе данных. Как мог коммунист назвать святым для коммунистов именем «Аврора» фирму, которая потом обманула дольщиков? А собрать бабки под имя «Варяг» и ничего не построить — это плюнуть на память погибших в Русско-японской войне моряков. Поэтому я считаю, что моя идея по поводу дебатов — правильная.
— На Ваш взгляд, в них должны участвовать все кандидаты, в том числе врио Приморья?
— Лично я не вижу проблем в том, чтобы участвовали все.
— Ищенко считает, что Вы чуть ли не киллер, который идет на выборы, чтобы его «замочить». Что Вы на это скажете?
— Я — киллер?! Много чести для господина Ищенко. Во-первых, историю про его строительные фирмы я просто нашел в интернете, после того как прочитал его заявление обо мне. То есть он сам решил меня вызвать на дебаты. Во-вторых, повторюсь, мы же понимаем, что губернатор должен быть профессионалом. Ведь это человек, который берет на себя ответственность за жизни людей.
Кожемяко сегодня может свою работу показать, за ним камеры везде следят. Он совещания проводит, указы принимает. Про свой опыт я также могу сказать. Я пять лет был заместителем руководителя Росприроднадзора, полтора года я был префектом Москвы в округе, где проживало 1,2 миллиона человек. А в Приморье — 1,9 миллиона, почти то же самое. Вопрос — есть ли такой управленческий опыт у других людей, которые говорят, что «сегодня в крае все не так, а мы сделаем лучше»? Ну тогда эти люди должны себя как-то проявить.
— Но согласитесь, что сейчас в Приморье объективно сильна КПРФ.
— Да, но если бы Ищенко был настоящим коммунистом, то не называл бы так свои строительные кампании. Он обычный «коммерс».
— Хорошо, но сейчас он лидер с высоким рейтингом. Как Вы при минимальной известности в крае планируете его победить?
— А у него какой был рейтинг, когда он шел на выборы? Просто предыдущий губернатор своей косноязычностью, отсутствием опыта, неправильными управленческими решениями сделал все, чтобы его на выборах прокатили. А чтобы его прокатили через Ищенко, это ведь не заслуга Ищенко. Это, извините меня, пробел в кадровой политике администрации президента.
— Но что Вы планируете предпринять, чтобы повысить свою известность? Есть ли у Вас ресурсы?
— Давайте мы станем кандидатами, сдадим декларации, посмотрим на мою и на Ищенко, и тогда задайте вопрос, откуда деньги. Я рассчитываю участвовать в выборах на свои. Я считаю, что самое основное, что я могу сделать, — добиться участия в дебатах всех реальных кандидатов и рассказать на них о себе, проявить себя. Это, на мой взгляд, основное. Регион имеет все необходимые средства коммуникации, в нем хорошо развит интернет. Поэтому, если у тебя есть что сказать людям, ты выступишь. А дальше — если избиратели захотят, то проголосуют за меня, не захотят — нет.
— Как Вы планируете собирать подписи в муниципальных депутатов в свою поддержку?
— Это действительно сложно, но мы работаем. У меня есть в крае некая бизнес-позиция, есть партнеры, много друзей, которые занимаются тем, что с утра до вечера общаются со всеми 2015 муниципальными депутатами разного уровня. На данный момент у нас есть понимание, как мы их соберем.
— Известно, что кандидатам КПРФ на этих выборах отчасти помогла пенсионная реформа, которую не поддерживает население. Как лично Вы относитесь к реформе?
— Хочу напомнить, что именно КПРФ голосовала за президентские поправки к этой реформе. Об этом никто не говорит, но посмотрите протоколы голосования и сами все увидите. Поэтому могу сказать, что КПРФ давно уже превратилась в филиал «Единой России». Все партии, которые сегодня находятся в Госдуме, — псевдооппозиционные.
Мое личное мнение: я считаю, что пенсионный возраст повысили зря, можно было изыскивать деньги в других местах. Но вопрос в другом. Можно ли обманывать избирателей и говорить «я стану губернатором и на следующее утро отменю реформу»? Я считаю, что обманывать нельзя, надо говорить так, как есть. Мне в этом плане нравится пример Польши, где на пять лет уменьшили возраст выхода на пенсию. В России сегодня ситуация такая, какая есть, и хочу подчеркнуть, что за президентские поправки вся Дума голосовала единогласно. А бубнить сейчас, что «мы были против», могут только циничные коммунисты.
— А вот Кожемяко, которого Вы хвалите, например, заявил, что выгонит из Приморья китайцев. Это разве не популизм, тем более что именно через край проходит так называемый экономический пояс Шелкового пути?
— Честно говоря, не понимаю это заявление Кожемяко. У него была возможность выгнать китайцев на Амуре и на Сахалине, но что-то он никого не выгнал. Мне вообще не нравится, когда кого-либо выгоняют по национальному признаку. А если они случайно перепутают и вместо китайца корейца выгонят?
На мой взгляд, тут, скорее, вопрос в том, что китайцы должны жить по российским законам. Потому что многие чиновники, к сожалению, сегодня закрывают глаза на то, что китайцы там творят. И вот тут, конечно, надо быть жестким. Попробуйте какие-нибудь хулиганства в Китае учинить! А если хотите жить в России, то выполняйте наши законы.
— Как Вы относитесь к участию в выборах главы Приморья кота? Именно об этом говорил Ищенко, когда называл выборы цирком?
— У меня кота нет, я вообще собак люблю. Я когда почитал интервью Ищенко, мне показалось, что на него плохо влияют перелеты, потому что я ни про какого кота — кандидата в губернаторы не слышал. И я уверен, что избирком Приморья на выборах кота не зарегистрирует…
А если Ищенко говорит, что он серьезный кандидат, значит, должен быть таким. А если ему кот и Митволь мешают, значит, ему нужно какие-то успокоительные пить.