Газета The New York Times (NYT) впервые опубликовала полный проект мирного договора между Россией и Украиной. Документ датирован 15 апреля 2022 года. Также издание обнародовало более ранний проект договора от 17 марта 2022 года и коммюнике по итогам переговоров в Стамбуле 28-30 марта того же года.
В 17-страничном апрельском проекте 18 статей и пять приложений:
Приложение 1 к договору определяет численность Вооруженных сил Украины. Позиции сторон конфликта здесь сильно отличаются: Москва, в частности, хотела, чтобы численность личного состава ВСУ не превышала 85 тысяч человек (Киев — 250 тысяч), танков — 342 (800), реактивных систем залпового огня — 96 (600).
Приложения 2 и 3 содержат перечень спорного украинского законодательства: Москва хотела скорректировать законы о языке, а законы «о нацификации и героизации нацизма» — отменить. Приложение 4 уточняет обязательства сторон в сфере химической и биологической безопасности (эту часть прорабатывали на уровне экспертов), в приложении 5, в частности, упоминаются «мероприятия по разделению сторон» и запрет действий, которые могут привести к возобновлению боевых действий.
Апрельский проект и стамбульское коммюнике составлены на русском и английском языках. Мартовский проект, который Украина предоставила западным правительствам, NYT опубликовала на английском.
В мартовской версии в том числе упоминается подписанный в 1994 году Будапештский меморандум, по которому Украина отказывается от ядерного арсенала в обмен на гарантии безопасности от США, России и Великобритании, включая уважение независимости и суверенитета. РФ сочла ссылку на документ неприемлемой, так как в нем признаются границы страны по состоянию на 1994 год (Крым стал частью России в 2014 году), следует из российских пометок в документе. Украинская сторона в свою очередь заявила, что Будапештский меморандум является для нее принципиальным.
В коммюнике сказано, что Россия и Украина будут в течение 10-15 лет пытаться урегулировать вопрос Крыма и Севастополя. В документе прописано, что президенты двух стран могут встретиться для подписания мирного договора или его доработки.
Три документа были предоставлены источниками из России, ЕС и с Украины и их подлинность подтвердили участники переговоров и другие лица, уточнила газета.
Один из участников украинской переговорной группы заявил NYT, что Киев потерял интерес к диалогу с Москвой после того, как она вставила пункт о том, что все государства-гаранты, включая Россию, должны одобрить ответные меры в случае нападения на Украину. Эта часть становилась бессмысленной, если бы Россия вновь ввела войска на Украину, отмечает издание.