В комитете Госдумы по госстроительству прокомментировали заявление спикера Совфеда Валентины Матвиенко о том, что группа субъектов России «нуждается в укрупнении». Первый замглавы комитета Даниил Бессарабов отметил, что объединение регионов — «весьма чувствительная тема».
Матвиенко в интервью РИА Новости заявила, что в стране «есть такая группа регионов», которые, на ее взгляд, «просто нуждаются в укрупнении, в объединении, чтобы они дополнили друг друга экономически и социально». Для их объединения «придет время», добавила она.
Daily Storm попросил первого замглавы комитета Госдумы по госстроительству Даниила Бессарабова прокомментировать заявление Матвиенко и спросил, какие регионы России, на его взгляд, могут быть объединены.
«Объединение регионов — весьма чувствительная тема. Я точно знаю, что в ряде территорий к ней относятся очень болезненно и любые разговоры воспринимаются с напряжением. Особенно в тех, которые хотят присоединить», — ответил парламентарий.
Ученые должны анализировать и предлагать оптимальные модели пространственного развития, «но в условиях, когда перед страной стоят такие вызовы и угрозы экзистенциального характера, — это не повестка сегодняшнего дня», убежден Бессарабов.
«Сейчас гораздо важнее сохранить консенсус в обществе, единение жителей для достижения победы. А любые темы, способные вызвать протест, неизбежно будут использоваться врагом, чтобы раскачать ситуацию», — считает он.
Депутат добавил, что опыт успешных объединений регионов показал, что «на это нужны серьезные финансовые, управленческие, организационные и прочие ресурсы и, конечно, повышенные социально-экономические обязательства перед населением».
Daily Storm также попросил прокомментировать заявление спикера Совфеда научного руководителя Института региональных проблем Дмитрия Журавлева. Telegram-канал Brief (иноагент) предположил, что в сообщении Матвиенко могла идти речь об объединении Донбасса, Запорожской и Херсонской областей. Но ученый не согласен с этим предположением: «Сомневаюсь, что новые регионы попытаются сейчас объединять в условиях, когда все очень сложно».
Журавлев считает, что речь могла идти об объединении небольших национальных регионов с крупными: «Что Валентина Ивановна имела в виду — знает только она, а мое мнение — [речь идет про] объединение крупных регионов с маленькими. Маленькие регионы экономически слабы, им трудно самим тянуть всю сумму социально-экономических нагрузок: школы, больницы, дороги. Их хотят объединить с большими, чтобы снизить федеральные дотации и тем самым сэкономить федеральный бюджет на решение более общих вопросов. Но это мое мнение, мне так кажется».
«Но тут проблема, — продолжил политолог. — У нас в основном маленькие регионы, которые остались (мы же много чего наобъединяли) — это регионы национальные. Это, например, Хакасия, Горный Алтай, Тыва, Биробиджан [Еврейская автономная область]. <...> И сразу встает вопрос: объединение национальных регионов с русскоязычными может быть плохо понято жителями».
Эксперт напомнил, что в 2020 году была попытка провести в регионах референдум по объединению Ненецкого автономного округа и Архангельской области. «Как вы помните, Ненецкий округ в основном выступил против, потому что они считают, что это ущемление их прав, у них газ, нефть, они маленькие, <...> а так придется с Архангельском делиться — зачем это надо. Вот это вопрос. Не вопрос, зачем делиться, вопрос в том, что Валентина Ивановна исходит из экономической целесообразности, а здесь возникают политические сложности», — обратил внимание научный руководитель Института региональных проблем.