Профессор Национального исследовательского центра эпидемиологии и микробиологии имени Гамалеи Анатолий Альтштейн объяснил Daily Storm, почему Нобелевскую премию по медицине получили ученые Каталин Карико из Венгрии и Дрю Вайсман из США. Эту награду вручают за принципиально новые открытия, подчеркнул Альтштейн. Поэтому ее получили не сами разработчики препаратов против ковида, а Карико и Вайсман, которые сделали открытие о рибонуклеиновой кислоте (РНК), позволившее разработать вакцины.
Альтштейн напомнил, что первые вакцины были созданы в нескольких странах, включая Россию. «Есть такой канадский вирусолог Фрэнк Грэм — он первый предложил аденовирусные векторы для получения вакцин. Первую вакцину против коронавируса одновременно сделали в нескольких странах: в России, Китае, Великобритании, Швеции. И это не было принципиально новым делом», — рассказал вирусолог.
«Что касается аденовирусной вакцины, которая у нас была создана на основе аденовируса, принципы эти были разработаны при участии россиян, но не в России», — добавил он.
Не только разработчики вакцин против коронавируса, но и Фрэнк Грэм не могли получить Нобелевскую премию за аденовирусные векторы, потому что это не было каким-то принципиально новым открытием, отметил профессор Центра имени Гамалеи.
«А метод, который был предложен Карико и Вайсманом после изучения РНК для приготовления вакцины, действительно был совершенно новым делом. Это то, за что дают Нобелевские премии. Их не дают за такой общий успех в чем-то важном», — добавил Альтштейн.
Само создание вакцины — дело технологическое, отметил ученый. Он отметил, что Дрю Вайсман не имел отношения к производству вакцины. А Каталин Карико трудилась в немецкой компании, которая разрабатывала вакцину. «Но не за это ей дали премию, а за то, что она вместе с Вайсманом предложила эти новые принципы. Они сделали важную работу — заменили один нуклеотид и показали, что это важно. Они были первооткрывателями этого подхода — за это и дали им Нобелевскую премию. Премия дана справедливо», — заключил Альтштейн.
Работа Карико и Вайсмана помогла в создании вакцин Moderna и Pfizer. Нобелевская ассамблея сообщила, что ученые сделали новаторские открытия, «которые фундаментально изменили наше понимание того, как мРНК [матричная рибонуклеиновая кислота] взаимодействует с нашей иммунной системой».