Суд постановил сделать закрытым выездное рассмотрение уголовного дела об экстремизме и оправдании нацизма против политика Алексея Навального и бывшего технического директора YouTube-канала «Навальный LIVE» Даниэля Холодного. Такое решение было принято из-за опасений, что будут устроены провокации в отношении участников процесса, заявил судья Андрей Суворов.
По словам Суворова, суд получил письмо, «в котором говорится о возможных провокациях в отношении участников процесса». Об этом сообщает корреспондент ТАСС.
Судья добавил, что в деле есть секретный свидетель, для его безопасности процесс нужно сделать закрытым. Прокурор поддержал это решение, Навальный и его адвокаты выступили против него.
Процесс по делу Навального начался 19 июня в ИК-6 во Владимирской области, где оппозиционер отбывает наказание, а не в Москве. Навальный в первый день слушаний просил суд пустить на заседание своих родителей, но получил отказ. Журналисты следили за процессом в специальной комнате в колонии по видеотрансляции, которая вскоре оборвалась.
Представитель пресс-службы Мосгорсуда Вадим Полежаев за несколько дней до начала суда над Навальный сообщал «Медиазоне» (признана иноагентом), что никого из представителей СМИ не допустят непосредственно в зал на территории ИК-6.
Несколько десятков журналистов 19 июня, перед началом первого дня суда, прошли тщательный досмотр на входе. Представители СМИ жаловались на плохое качество трансляции, которую они слушали в специальной комнате, похожей на бывшую столовую.
Навальный и его защита призывали судью взять отвод, но им и прокурором эти просьбы были проигнорированы. Во время заседания прокурор заявила, что открытый судебный процесс может представлять угрозу не только для участников, но и для их родственников. Адвокат Холодного Светлана Давыдова выразила мнение, что эту информацию «по сути, взяли просто с потолка».
Защитник Навального Вадим Кобзев также заметил, что и обвинение, и подсудимые, и адвокаты, и судьи находятся на территории колонии, «в суперзащищенном помещении», поэтому версия об угрозе безопасности участников несостоятельна. По мнению Кобзева, дело Навального должно рассматриваться публично. Еще один адвокат Навального, Ольга Михайлова, напомнила, что в деле нет никакой государственной тайны, а при закрытом судебном процессе «защита становится в уязвимом положении, потому что комментировать нельзя журналистам».
Сейчас отбывающий наказание в ИК-6 Навальный проходит обвиняемым сразу по шести статьям Уголовного кодекса России. Кроме создания экстремистского сообщества, Навальному вменяют: финансирование экстремизма; публичные призывы к экстремизму; вовлечение несовершеннолетнего в совершение действий, представляющих опасность для его жизни; создание некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан; реабилитацию нацизма.