Первый вице-премьер Андрей Белоусов разделил российский бизнес на три вида: «крысить», «хрючить» и «копытить». Об этом он заявил на пленарной сессии экспортного форума «Сделано в России», посвященной теме «Единороги на рынках будущего». По словам Белоусова, термины «крысить», «хрючить» и «копытить» придумал в начале 90-х годов его знакомый.
Первый вице-премьер дал расшифровку каждого из названных им типов бизнеса. Белоусов пояснил, что «крысить» — «это налетели, съели и побежали на другую кучу», «хрючить» — «когда корыто есть, и все припадают к нему и отгоняют друг друга», а «копытить» — «когда олень из-подо льда выбивает кусочек ягеля, долго стучит копытами».
«Единороги», о которых шла речь на форуме «Сделано в России», — это компании, рыночная стоимость которых достигла одного миллиарда долларов и выше в течение 10 лет с момента основания. Подобный термин стал применяться с середины 2010-х.
Про «единорогов» начали говорить с подачи Эйлин Ли, основательницы венчурного фонда Cowboy Ventures. Помимо «единорогов», (unicorn) эксперты выделяют «декакорнов» (оценка от до 10 миллиардов долларов) и «гектакорнов» (100 миллиардов долларов и более).
Белоусов на сессии форума выразил мнение, что в бизнесе не может быть слова «единорожить». Первый вице-премьер страны отметил, что «история единорога — это даже не про то, как технологическая Золушка вышла замуж за принца». Это про то, как технологическая Золушка стала тещей короля, пояснил Белоусов.
В Институте статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ заявляли, что на конец июня 2023 года в мире есть 1,5 тысяча «компаний-единорогов». Большинство из них находятся в странах из Северной Америки (51%), Юго-Восточной Азии (26,2%) и Европы (13,3%). За 2022 год наибольшее число новых «единорогов» было зарегистрировано в США. При этом выходцы из России основали 27 «единорогов».