Россия не сомневается в жизнеспособности договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД), считает замминистра иностранных дел Сергей Рябков. Ранее, 18 июля дипломат провел встречу с заместителем госсекретаря США Томасом Шенноном.
Диалог Рябкова с американским коллегой был «жестким и откровенным», пишет газета «Коммерсантъ», ссылаясь на пресс-секретаря Госдепа США Хезер Науэрт. Одной из главных тем переговоров стало заявление американских военных о том, что Соединенные Штаты готовы разместить ракеты средней дальности.
Этот тип вооружений ограничен двусторонним договором под названием РСМД. США обвиняют Россию в его нарушении, и развертывание своих ракет считают симметричным ответом.
«Российская сторона не имеет никаких оснований ставить под сомнение жизнеспособность этого договора. При этом мы имеем целый ряд претензий к США с точки зрения неадекватного выполнения ими его требований. Но мы привержены этому договору и не хотим его слома или расшатывания. Поэтому нас очень тревожат попытки американской стороны под надуманными предлогами, под соусом обвинения России в мнимых отклонениях от требований договора поставить под сомнение целесообразность его сохранения», — заявил Рябков в интервью газете «Коммерсантъ».
Договоры о разоружении
Договор РСМД существует с 1987 года. Согласно документу, Россия и США не имеют права производить, тестировать и размещать баллистические и крылатые ракеты средней дальности (от тысячи до 5,5 тысячи километров) и малой дальности (от 500 до 1000 километров).
Соглашение было подписано Генеральным секретарем ЦК КПСС Михаилом Горбачевым и президентом США Рональдом Рейганом. С 2000 года Россия и США нередко грозятся выйти из договора по РСМД и обвиняют друг друга в его нарушении.
Договор о ликвидации ракет средней и малой дистанции — это один из договоров о разоружении, которые были заключены ближе к окончанию Холодной войны. В то же время СССР и США подписали другой договор — «О сокращении стратегических наступательных вооружений» (СНВ), который на сегодняшний день пережил три итерации.
В отличие от РСМД, который ориентирован на продолжительное действие (и, по некоторым мнениям, уже исчерпал себя), соглашения СНВ ставили четкие задачи по сокращению ядерных боеголовок и средств их доставки. Первый договор, СНВ-1, был выполнен к 2001 году, хоть и с оговорками: российские эксперты зафиксировали 10 нарушений со стороны США. Американские вооружения не уничтожались, но складировались, а значит, оставалась возможность «собрать» их заново. Частично из-за этого договор СНВ-2 не удалось ратифицировать, а в 2010 году президенты Дмитрий Медведев и Барак Обама подписали новую итерацию соглашения, СНВ-3.
Российские военные эксперты обычно не критикуют РСМД: нельзя быть уверенным в четком исполнении договора обеими сторонами. А вот на СНВ всегда обваливается шквал критики: эти договоры, по мнению военных, призваны ограничить и сдержать ядерный потенциал России, оставить ее беззащитной.
Фото: © GLOBAL LOOK Press