St
Запретить наперед
18+
Россия отказывается от северокорейских рабочих раньше предусмотренного Совбезом ООН срока Фото: © GLOBAL LOOK press/Andrey Pronin

Запретить наперед

Россия отказывается от северокорейских рабочих раньше предусмотренного Совбезом ООН срока

Фото: © GLOBAL LOOK press/Andrey Pronin

Дальневосточные регионы России заявили о запрете на въезд для трудовых мигрантов из Северной Кореи, а тем выходцам из КНДР, которые уже трудятся в РФ по рабочей визе, сократили срок пребывания в стране до одного года. Таким образом, Россия наперед выполняет требование резолюции Совета Безопасности ООН, которая предполагает высылку всех северокорейских рабочих в течение 24 месяцев со дня принятия документа (то есть до 11 сентября 2019 года). Выясняем, где были полезны северокорейские рабочие и кем их заменят. 


До 2018 года Россия, как ранее сообщал российский посол в КНДР Александр Мацегора, ежегодно выдавала гражданам Северной Кореи от 12 до 15 тысяч виз для временной работы. Максимальное число мигрантов из КНДР, находящихся в России, составляло 37 тысяч человек.


Однако в этом году Минтруд России, несмотря на заинтересованность дальневосточных регионов в работниках из КНДР, вообще не стал устанавливать для них новых квот.  


Где нужны северокорейские рабочие


Власти Приморского края, где трудится большая часть северокорейцев, исходя из запросов работодателей, просили Минтруд увеличить в этом году количество квот для работников из КНДР — c 8000 до 9264, сообщили «Шторму» в департаменте информационной политики Приморского края.  


В ведомстве уточнили, что большая часть заявок работодателей касалась строительной отрасли (8731), еще 201 и 235 заявок относились к промышленности и рыбному хозяйству. Кроме того, около сотни северокорейцев требовались в сельском и лесном хозяйствах, судоремонте, а также для работы в гостиницах и ресторанах.


После отказа Минтруда привлечь в Приморский край еще 9,2 тысячи северокорейских рабочих за рабочих из КНДР вступился врио губернатора Приморья Андрей Тарасенко. Он попросил федеральных чиновников оставить региону уже работающих там 10 тысяч северокорейцев.


В Сахалинской области, где также находится значительная часть рабочих из Северной Кореи, в прошлом году разрешение на работу получили 2136 граждан КНДР, сообщили в агентстве по труду и занятости населения Сахалинской области. Там добавили, что, хотя доля рабочей силы из КНДР невысока, работодатели все равно столкнутся с необходимостью кем-то заместить северокорейцев. 


В Хабаровском крае в прошлом году, согласно данным регионального министерства экономического развития, разрешения на работу получили 2518 рабочих из КНДР. Около полутора тысяч северокорейцев по-прежнему остаются в регионе, отмечают в краевом управлении по вопросам миграции. В Иркутской области в 2016 году по квотам работали более тысячи граждан Северной Кореи.

Читайте там, где удобно, и подписывайтесь на Daily Storm в Telegram, Дзен или VK.

Фото: © Агентство Москва
Фото: © Агентство Москва

В Новосибирскую область в 2014 году прибыло почти 30 тысяч трудовых мигрантов, большая часть из которых — выходцы из Китая, КНДР и Турции. В 2016 году около 500 северокорейцев прибыли на работу в Новосибирск (данные отделения Федеральной службы государственной статистики). Как ранее сообщали СМИ, в «столице Сибири» граждане КНДР, в частности, привлекались к стройке одного из общежитий Новосибирского госуниверситета, а также проводили ремонтные работы на одном из режимных предприятий госкорпорации «Ростех» (там же и проживали). 


Более 600 разрешений на работу было выдано гражданам КНДР в Томской области в 2013 году (данные регионального УФМС). Также северокорейцы в последние два года составили большую долю среди иностранных рабочих в Хакасии и Магаданской области.


В Амурской области, где на лесозаготовках исторически работают северокорейцы, до сих пор востребованы граждане КНДР. Всего в 2017 году разрешения на работу в Приамурье были выданы 1430 северокорейцам.


Большинство из них (930) по-прежнему трудятся в лесном хозяйстве, многие — в строительстве (387), остальные (около сотни) — в сельском хозяйстве и общепите. В частности, гастарбайтеры из КНДР занимались в Приамурье разведением крупного рогатого скота. Кстати, именно в Амурской области, вблизи города Тында, по утверждениям СМИ, находились так называемые корейские трудовые лагеря, где «заключенные» корейцы якобы по 17 часов в сутки трудились на лесозаготовках на предприятиях  «Тындалес», ОАО «Зейский ЛПК» и ЗАО «Туранлес», а вместо зарплаты получали произведенную продукцию. По словам бывшего губернатора Приамурья Николая Колесова, таким образом корейцы ежегодно заготавливали более 500 тысяч кубометров древесины, из которых 45 тысяч кубометров шло на экспорт в Северную Корею без уплаты таможенных пошлин. И действительно, в 2017 году в отношении бывшего руководителя уже обанкротившегося АО ЛПК «Тындалес» возбудили три уголовных дела. Его, в частности, обвинили в «невыплате заработной платы» рабочим. По данным прокуратуры, «Тындалес» задолжал работникам восемь миллионов рублей, окончательно предприятие выплатило эти деньги только 1 февраля 2018 года.


Кем заменить «северян»


В агентстве по труду и занятости населения Сахалинской области отмечают, что работодатели пытаются найти замену северокорейцам в странах Евразийского экономического союза, а также в Китае, Малайзии и Бангладеш, добавили в агентстве. В администрации Приморского края посоветовали работодателям присмотреться к гражданам Узбекистана и подумать над повышением уровня зарплаты для привлечения к работе россиян.

Фото: © GLOBAL LOOK press/Zamir Usmanov/
Фото: © GLOBAL LOOK press/Zamir Usmanov/

Однако ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН Евгений Ким сомневается в том, что рабочие из Китая и средней Азии охотно поедут в дальневосточные регионы. Да и повышения работодателями зарплат для привлечения россиян также вряд ли стоит ожидать, поскольку в этих регионах «и так высокий уровень районного коэффициента (надбавки к заработной плате)».


Специалист считает, что из-за отсутствия северокорейцев рынок труда на российском Дальнем Востоке может столкнуться с дефицитом рабочей силы. «В первую очередь это касается строительного сектора и лесной промышленности», — уточнил Евгений Ким.


По словам доцента кафедры международных отношений Восточного института — Школы региональных и международных исследований ДВФУ Артема Лукина, бизнесмены, занятые в строительном секторе на Дальнем Востоке, уже начинают жаловаться на нехватку рабочих. 


Кроме того, уход северокорейцев с дальневосточных регионов России может отразиться на ценах на ремонт домов и квартир, стоимость этих услуг может возрасти из-за грядущего дефицита работников, добавил Лукин.


Однако по мнению экспертов Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке, ситуация с оттоком трудовых мигрантов из КНДР не окажет серьезного влияния на дальневосточный рынок труда.
В пресс-службе агентства «Шторму» сообщили, что подавляющее число мигрантов из Северной Кореи на Дальнем Востоке занимаются лесозаготовками, а также работают в сфере строительства и сельского хозяйства. 


Освободившиеся рабочие места, по мнению специалистов, могут быть заполнены местными жителями и мигрантами из стран СНГ, в том числе прибывающими по программе переселения соотечественников.


«В перспективе (при понимании, что будет оформлен патент для привлечения иностранной рабочей силы) в сельском хозяйстве на смену работникам из КНДР могут прийти граждане Китая», — добавили в агентстве.


Справка:


Резолюция Совбеза ООН, которая в частности предусматривает депортацию северокорейских трудовых мигрантов из всех стран, была принята 11 сентября 2017 года. Документ также вводит новые ограничения на поставки Пхеньяну сырой нефти и продуктов нефтепереработки. Предполагается, что такие меры позволят лишить Пхеньян средств на дальнейшую разработку ракетно-ядерной программы КНДР. Как утверждала ранее постпред США при ООН Никки Хейли, на разработку оружия идет основная часть заработка рабочих из КНДР за рубежом. Первые санкции из-за ядерных испытаний Северной Кореи были введены против страны Совбезом ООН в октябре 2006 года.

Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...