St
Арабский клондайк: крымский бизнес уповает на сирийцев
Сирия собирается закупать у Крыма продукты и детали для ж/д дорог. Это должно «раскачать» заводы полуострова и порт Севастополя

Арабский клондайк: крымский бизнес уповает на сирийцев

Сирия собирается закупать у Крыма продукты и детали для ж/д дорог. Это должно «раскачать» заводы полуострова и порт Севастополя

Коллаж: © Daily Storm

В правительстве Крыма рассчитывают уже в марте этого года запустить совместную с Сирией судоходную компанию, которая будет в промышленных масштабах перевозить грузы с полуострова в арабскую республику и обратно. Крымские предприятия надеются открыть для себя новый рынок сбыта: планируется поставлять в Сирию зерно, мясо, молочку, посуду и механизмы для строительства железных дорог. В ответ получая из арабской страны химию для удобрений, фрукты и овощи и одежду. Это должно загрузить мощности крымских заводов, показавших себя в последние годы нерентабельными, и втрое увеличить российско-сирийскую торговлю. Как сирийцы собираются «оживить» крымские предприятия — в материале Daily Storm.


Зачем Крыму, находящемуся под санкциями, торговать с «санкционной» Сирией?


Крымские предприятия тяжело переживали экономическую блокаду, в которой они оказались после того, как полуостров стал частью России. Заводы потеряли рынки сбыта, в ряде случаев — источники сырья. Так, например, произошло с химическим заводом «Крымский Титан», который ранее принадлежал украинскому олигарху Дмитрию Фирташу. Это градообразующее предприятие города Армянска (около 20 тысяч человек) считается крупнейшим производителем диоксида титана на территории Восточной Европы. Заводу было трудно перейти на «российские рельсы», поскольку сырье — ильменит — завод получал из Украины. Даже после блокады полуострова сырье продолжало некоторое время поступать из Харькова в Новороссийск по железной дороге, а оттуда паромом на полуостров. Заводу частично пришлось переориентироваться на сырье с южно-азиатской Шри-Ланки — Украина подняла цену на руду. Российские предприятия активно закупают продукцию «Крымского Титана», она идет на производство краски для разметки на автодорогах, индустриальной покраски и краски для окон, дверей, потолков.


Помимо химии для красок завод может производить удобрения. Но сейчас эти цеха «Крымского Титана» закрыты. Сырье из Сирии эту проблему может решить — там есть месторождения фосфатов, которые страна собирается поставлять в Крым.


В последние годы трудно пришлось не только металлургам, но и ключевой отрасли республики — Севастопольский морской порт оказался банкротом. Это дело до сих пор расследуется федералами. В прошлом месяце СМИ сообщали, что к делу подключилась ФСБ, сотрудники службы провели обыски в управлении правительства города.


Севморпорт был создан летом 2014 года, после воссоединения Крыма с Россией, — предприятие запустили на базе морских рыбных и торговых портов. Проще говоря, в его состав вошла вся морская инфраструктура Севастополя.


Власти Севастополя надеются, что запуск судоходной компании совместно с Сирией позволит загрузить мощности порта, оказавшегося нерентабельным предприятием. Отгрузка зерна сирийцам в порту началась еще в 2018 году. За полгода моряки перевезли с полуострова в арабскую республику более 60 тысяч тонн зерна. В текущем году планируют — 250-300 тысяч тонн. Губернатор Севастополя Дмитрий Овсянников называет сирийский проект «спасением» для городского порта. Если все пойдет нормально и ситуация в мусульманской стране станет поспокойней, порт начнет отправлять туда стройматериалы.  


Сотрудничество с Сирией может «раскачать» и продуктовые холдинги. В последние годы в трудной ситуации, к примеру, оказались заводы крупного крымского производителя молочки — АО «Крыммолоко». В 2015 году был временно закрыт Раздольненский маслосырзавод. Оборудование требовало модернизации. По данным СМИ, сотрудники были уволены. В производстве тогда были задействованы полсотни человек. Через год под угрозой оказалось основное предприятие группы — симферопольский комбинат «Крыммолоко». СМИ сообщали о готовящемся закрытии производства, на котором трудились 200 специалистов. Поздне бизнесу вроде бы удалось решить проблемы.


Теперь Раздольненский маслосырзавод собирается поставлять молоко сирийцам. Его продукция уже прошла проверку специалистов Россельхознадзора. ОАО давно занимается экспортом продукции — например, поставляет молоко в Тайвань.


Свои продукты для сирийского рынка аккредитовали и другие производители. Например, крупный мясной завод «Дружба народов Нова» (выручка компании в 2017 году — 4,7 миллиарда рублей), намерен экспортировать сирийцам продукты из птицы. Это предприятие-монополист в Крыму. В 2015 году ФАС оштрафовала его за создание дискриминационных условий при реализации птицы.


undefined
Фото: © primechaniya.ru

Урожайненский комбинат хлебопродуктов (выручка в 2017 году — 56 миллионов рублей) поставит сирийцам пшеничные отруби (предприятие уже поставляет товар в Тунис), а «Зерновой терминал «АБС» — фуражное зерно. У этого предприятия дела идут неважно. За последние три года выручка сократилась более чем в четыре раза — с 276 до 67 миллионов рублей. Видимо, зерновики тоже рассчитывают на новую жизнь с открытием арабского рынка.


Крымские предприятия рассчитывают на участие в восстановлении железных дорог Сирии. К этой работе присматриваются сразу два предприятия — завод сварочного оборудования «СЭЛМА» (в 2017 году выручка компании согласно открытым данным составила 270 миллионов рублей), который производит оборудование для сварки и резки: сварочные трансформаторы, трактора, сварочные столы.


Вместе с ним на контракты по восстановлению ж/д путей арабской страны метит Керченский металлургический завод, до 2017 года принадлежавший украинскому олигарху Ринату Ахметову. Он тоже переживал трудности после экономической блокады полуострова. В 2017-м Совет министров Крыма решил принудительно выкупить актив у украинского миллиардера. Сейчас завод специализируется на производстве стрелочных переводов для железных дорог, стальной эмалированной посуды, пластмассовых и резинотехнических изделий для ж/д транспорта. В 2019 году заводчане планируют заняться продукцией для нефтегазовой отрасли — сборкой газо- и нефтеперекачивающих агрегаторов, турбокомпрессоров и газогенераторов.


Республиканские власти рассчитывают, что Сирии как минимум понадобятся стрелочные переводы для восстановления железных дорог. Тут как раз придется к месту участие Керченского металлургического завода. В то же время на предприятии уверяют, что пока им хватает заказов: у них заключен контракт с РЖД до 2022 года.


Чем может порадовать нас Сирия?


Сирия хочет поставлять на полуостров химию (для завода «Крымский Титан» в Армянске, о чем мы писали выше), в том числе фосфаты со своих месторождений. Также цитрусы, фрукты и овощи и одежду. Кстати, продуктовые товары Сирия уже поставляет России около трех лет. В 2016 году импортером сирийских овощей и фруктов стала компания «Адыг-Юрак», зарегистрированная в Республике Адыгея. Тогда эти поставки, как утверждали СМИ, должны хотя бы частично заместить запрещенные к ввозу турецкие продукты. Теперь сирийские партнеры предложили открыть в Крыму сирийский торговый дом, который будет заниматься продажей продуктов из арабской страны. 


Справка


Сирия в торговом обороте Крыма пока занимает менее половины процента экспорта (0,40%). Общий торговый оборот полуострова в 2017 году составил около 100 миллионов долларов. Доля Сирия в российской внешней торговле — еще меньше: 0,05% в общем товарообороте страны. В 2017 году товарооборот между Россией и Сирией составил около 380 миллионов долларов. Губернатор Крыма Сергей Аксенов рассчитывает, что запуск крымско-сирийской судоходной компании позволит через пару лет довести товарооборот между Крымом и Сирией до миллиарда долларов в год (это в два раза меньше, чем было до начала войны в Сирии).


Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...