St
«Авито» фильтрует объявления со словами «коронавирус» и covid. В ответ продавцы научились «маскировать» товары
Авторы объявлений подменяют понятия и уводят продукцию в разделы с плохой модерацией Коллаж: © Daily Storm

«Авито» фильтрует объявления со словами «коронавирус» и covid. В ответ продавцы научились «маскировать» товары

Авторы объявлений подменяют понятия и уводят продукцию в разделы с плохой модерацией

Коллаж: © Daily Storm

С фейками о коронавирусе борется не только Роскомнадзор, но и онлайн-площадки объявлений. Агрегаторы банят сомнительные лоты с упоминаниями вируса. Иногда «под раздачу» попадают и некоторые полезные товары. Продавцы, которые весной и летом зарабатывали на страхе людей заболеть, уже почувствовали падение спроса, но нашли новые способы привлечь внимание к антивирусным средствам и препаратам.


В первую волну пандемии боязнь заразиться коронавирусом сыграла на руку ловким коммерсантам. На «Авито» втридорога продавали маски и костюмы химзащиты, а многие лекарства и средства народной медицины сразу же получили приставку «от коронавируса». Отдельным аттракционом стали предметы мистики и колдовства: в большом количестве сервис выдавал обереги, талисманы и заговоренный чеснок.


Довольно скоро политика «Авито» изменилась. Сейчас по запросу «коронавирус» и covid-19 — ноль предложений. Слово «ковид» сайт автоматически меняет на «комод». Но продавцы не растерялись — убрали запрещенные слова и добавили схожие доступные. Нелепости в объявлениях стало больше.


Своими словами 


«Цензуре» подвергся не только «коронавирус», но и связанные с ним запросы, например «тест на ковид». Вместо этого теперь в продаже появились экспресс-анализы на ОРВИ. Так, на одной из фотографий представлена бело-синяя упаковка с закрашенным названием. Рузанна, автор объявления, в телефонном разговоре объясняет: внутри китайский тест на антитела к коронавирусу. 


«Авито» стал блокировать упоминания коронавируса. Если будете так вводить, агрегатор ничего не выдаст. Просто «тесты» набирайте — и они все высветятся», — говорит женщина. 


С той же проблемой столкнулся продавец Сергей. Он выложил объявление с другой формулировкой: тест на пневмонию. На фотографии — «голландский» Biozek, это еще один тест на антитела. В середине весны такую продукцию массово закупало правительство Москвы. Однако, как выяснили журналисты, погрешность теста оказалась слишком высока, а настоящая страна-производитель не Нидерланды, а Китай. 


Для продавцов это не так важно. В нынешних реалиях главное — сбыть товар. 


«Все стараются называть продукцию разными словами, но так, чтобы оставалось понятно. Конечно, спрос пострадал, но пока держится на приемлемом уровне», — рассказал Сергей. 


Обновленная политика коснулась не только письменных упоминаний — фотографии с «ковидным» наименованием также попали под запрет. Но если одни авторы закрашивают coronavirus маркером, то другие делают так, чтобы слово можно было разглядеть. 


Самое интересное - на нашем канале в Яндекс.Дзен
St


Единственный собеседник Daily Storm, который не ощутил падения продаж, — поставщик озонаторов воздуха Алексей. Подобные «очистители от вирусов» были особо востребованы в первую волну. Видимо, интерес не упал и во вторую: «Вы сами прикупите озонатор, от всех мутаций коронавируса!»


«Пандемия» без цензуры


Среди разрешенных для поиска остается слово «пандемия». Именно оно помогает сбывать часть продукции. 


В подборке «Авито» быстро находим пример — «прибор диагностики пандемии». На деле — пульсоксиметр на палец, измеряет уровень кислорода в крови. Цена — 600 рублей. Заметно, что автор объявления сильно торопился, но в описании успел сказать главное: датчик должен быть в каждом доме! 


«Целебных» средств с волшебными свойствами на сервисе не убавилось. Однако теперь они не лечат, а якобы укрепляют иммунитет. Например Т8 Extra, концентрат пихтового сока. По словам продавца, напиток насыщает кровь кислородом, убивает вирусы, помогает с репродуктивной функцией, заживляет клетки и многое другое. Сюда же — бальзам из корня женьшеня. Его мишень уже не пандемия, а локдаун — напиток обещает справиться с финансовым и семейным стрессом. 


Скриншот: © Daily Storm
Скриншот: © Daily Storm

В начале весны, когда о лечении COVID-19 было известно совсем немного, на рынок стали «выползать» препараты-фикции. Тогда Daily Storm обнаружил «защитные китайские бактерии», сертифицированные и разработанные японской частной клиникой. Бактерии побеждали вирусы и, по заявлению поставщиков, не оставляли COVID-19 никаких шансов. Оказалось, что продавцы рекламировали отвар под названием «Шуан Хуан Лянь», состоящий сплошь из трав и плодов растений. То же средство с новым описанием висит на «Авито» и сейчас. «Китайские бактерии» больше не обещают спасти от коронавируса, но гарантируют выздоровление от других неприятных болячек: от кишечной палочки до пневмонии. В новом году цена отвара упала с 8000 до 750 рублей. 


Нейросети банят фейки


«‎Мы стараемся не допускать на нашу площадку товары и услуги, которые могут нести недостоверную информацию о болезни и способах ее лечения», — сообщила Daily Storm PR-менеджер «Авито» Дарья Кишинская. На данный момент блокировке подлежат любые объявления о продаже товаров или спекуляции на теме коронавируса.

 

Правда, из-за повсеместного бана сложности возникли и у покупателей: недоступны стали даже безобидные товары. Например, запрос «защита от ковида» или «антисептик от коронавируса» приводит к списку вакансий, где требуется отрицательный тест на инфекцию. 


Невозможность проверять объявления вручную отмечают и в «Юле». «В модерации агрегатора работают нейронные сети, которые автоматически изучают каждое объявление на предмет соответствия законам РФ и нашим правилам», — пояснил пресс-секретарь проекта Тимофей Соболевский. Сортировать такой объем самим было бы физически сложно, отметил он.


Комментируя найденные Daily Storm в продаже сомнительные «лекарства» от коронавируса, вроде пыльцы сосны за 10 тысяч рублей, Соболевский сказал, что попадание таких товаров на сервис — единичная ошибка: «Их сейчас уже забанят, если еще не снесли».

 

Правда, в случае с пыльцой и чаем от «коронавируса» существует лазейка: наживающиеся на пандемии авторы помещают такие объявления в раздел «Красота и здоровье», из-за чего алгоритмы не всегда понимают опасность предложения. Такой ход используется довольно часто.

 

Представители «Юлы» и «Авито» единогласно призвали пользователей, заботясь о своем здоровье, покупать лекарства в аптеках только по назначению врача и соблюдать меры профилактики коронавируса. После обращения Daily Storm представленные объявления на «Юле» были заблокированы. В онлайн-магазине Wildberries редакции Daily Storm не удалось быстро получить комментарий. 


Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...