В минувшие выходные социальные сети облетели новости о том, что на страницах сервиса Avito педофилы якобы размещают зашифрованные объявления, адресованные своему сообществу. Новости подняли такую волну обсуждений, что представителям компании пришлось выпустить официальное опровержение. Они заявили, что на платформу была совершена спланированная информационная провокация. Все это происходило на фоне рассмотрения поправок к закону о рекламе, который поднял не менее бурную дискуссию, но уже в стенах Госдумы.
Фейк по примеру западного
Новости о торговле детьми на Avito появились сразу на нескольких площадках, в их числе были TJournal и имиджборд 2ch. На последнем портале одно из обсуждений начал анонимный пользователь 23 июля. Он рассказал, что часто натыкается на странные объявления, размещенные якобы аккаунтами агентства недвижимости.
Они продают квартиры, и в то же время в их профиле можно найти мелкие детские игрушки, которые отдают за шесть, семь или даже 10 тысяч рублей. При этом пользователь указал и на то, что произведены эти игрушки в основном 4-10 лет назад.
«Это явно какой-то тайный шифр. Объявлений таких очень много и по всей России. <... > На педофилию намекает множество деталей — от «возраста» игрушек, до шуток продавцов и уточнений насчет игрушек. <...> Есть четкий посыл с возрастом: большинство игрушек — БУ, им 4-10 лет. Есть не только игрушки, я также натыкался на подушку и «женскую юбку пяти лет», — говорилось в сообщении.
Как отмечал анонимный пользователь, сеть педофилов распространена по всей стране, но больше всего подобных объявлений размещают в Самаре и Самарской области.
Обсуждение быстро подхватили другие юзеры. Часть из них обратили внимание на то, что этот случай напоминает теорию заговора в США, где якобы под видом очень дорогих шкафов фирма Wayfair продавала детей.
Другие пользователи предположили, что странные объявления могут быть связаны с индексацией Avito: якобы риелторы специально добавляют в свои профили детские игрушки, чтобы объявления с квартирами лучше индексировались.
Позже представителям Avito пришлось опровергнуть обвинения. В компании заявили, что подобные сообщения не что иное как целенаправленный информационный вброс.
«К нам сейчас приковано огромное внимание. Очевидно, что у таких фрик-кампаний есть заинтересованные исполнители. Это классическая грязная попытка вброса, которую мы штатно устранили. Все упомянутые аккаунты были оперативно заблокированы как участвующие в информационной провокации. Проверка показала, что по факту никаких правонарушений по контенту и активностям внутри них не было — они все пустые, с нулевой активностью», — говорилось в заявлении компании.
Резонансный закон
Совпадение ли, но инцидент с Avito произошел на фоне обсуждения нового законопроекта о рекламе, который рассматривался на внеочередном заседании Госдумы 15 июля. Согласно этому законопроекту, в России могут ввести единого оператора цифровых рекламных конструкций и объявлений.
Указанный оператор сможет разрабатывать схему размещения цифровых рекламных конструкций без согласования с региональными властями, отбирать в свою пользу все желаемые места, заключать на них без торгов договоры на срок до 30 лет и взимать плату с остальных операторов, а также контролировать содержание социальной и остальной рекламы.
Обоснованием для принятия закона указана национальная безопасность страны. По данным инициаторов, на сегодняшний день 76% российского рынка частных объявлений в интернете принадлежат лицам из недружественных стран, а потому могут использоваться в целях нанесения ущерба Российской Федерации. Причем отвечать за безопасность, согласно требованиям, прописанным к оператору, должна не государственная, а частная компания.
Законопроект выдвинул зампред комитета по экономической политике Артем Кирьянов. В своем выступлении он отдельно уделил внимание деятельности платформы Avito:
«Сегодня доски объявлений это зарубежные юрисдикции. Приведу пример: это голландская компания Avito. Данные, которые люди отдают, а это 42 миллиона человек, та информация, которую люди предоставляют, — мы не знаем, где она обрабатывается, но она пересекает границу», — декламировал с трибуны народный избранник.
Представители Avito быстро отреагировали на заявление Кирьянова и написали, что являются российской компанией с российским юрлицом.
«Все технологические сервисы Avito приземлены на территории РФ. Данные хранятся на российских серверах и с соблюдением законодательства РФ. Вся архитектура проаудирована. Акционеры Avito не имеют и никогда не имели доступа к данным пользователей», — говорилось в сообщении.
Впрочем, несогласными с тезисами Кирьянова, прописанными в законопроекте, оказались и многие депутаты. Так, депутат Владимир Плякин объяснил, что с принятием этого закона могут возникнуть новые угрозы:
«Объединение всех цифровых экранов в единую сеть не то что не повысит безопасность, а, наоборот, создает серьезные угрозы для информационной безопасности. Любая успешная кибератака сможет привести к одновременному размещению на всех экранах страны нежелательного контента», — уверен он.
Во время голосования 95 из парламентариев выступили против законопроекта, 266 поддержали его, четверо воздержались. Законопроект депутаты приняли в первом чтении и отправили на доработку.
Главный претендент на единого оператора
Автором проекта на сайте Госдумы единолично значится Артем Кирьянов. Он депутат от Новгородской области, стал им лишь год назад, с началом VIII созыва. До того, как он предложил изменить закон о рекламе, народный избранник успел поработать только над одним законопроектом о ритуальном бизнесе. Но тогда инициатива не прошла даже предварительное рассмотрение. До законотворческой деятельности Кирьянов состоял в Общественной палате, а также был главой Российского союза налогоплательщиков.
По мнению первого зампреда комитета по экономической политике Николая Арефьева, интересантами этого законопроекта может быть компания Russ Outdoor.
«Этот закон, скорее всего, носит коррупционный характер, заказной, потому что внесли его вне регламента. Не было заключений правительства, антикоррупционной экспертизы сделано не было. Поскольку затрагивает интересы регионов, потому что с рекламы получают деньги регионы, надо было разослать в регионы, чтобы определиться, поддерживают они такое направление или нет. Всего этого сделано не было», — рассказал Daily Storm парламентарий.
По его словам, законопроект был внесен за два часа до начала заседания комитета и прочитать его никто не успел.
«Весь рекламный бизнес, а это довольно большой объем, целая отрасль. Речь идет о 70 миллиардах в год. Ее передают одному лицу. <...> Сейчас бедных российских олигархов выжимают с Запада. Они вынуждены возвращаться домой, в Россию, им надо находить какие-то лакомые куски, чтобы они продолжали наращивать свои капиталы», — продолжает он, добавляя, что направил письма в несколько ведомств, в том числе ФАС и Генпрокуратуру.
Компания Russ Outdoor — это один из крупнейших операторов наружной рекламы. По данным «СПАРК-Интерфакс», ее учредителем выступает компания Media Support Services Limited с Виргинских островов. Управляет Russ Outdoor Роберт Мирзоян.
В 2019 году РБК писал, что Роберту Мирзояну принадлежала компания «Вера-Олимп». В публикации шла речь о покупке этой фирмой компании «Лайса» — рекламного подрядчика РЖД. Как писало издание, в сделке принимала участие семья сенатора Сулеймана Керимова, которая выделила деньги на покупку.