St
BBC и Brazzers на одной волне: какие еще каналы могут попасть под удар Роскомнадзора?
Ofcom придрался к НТВ после проверки РКН вещателя BBC — «Бритиш телевижн». Его владелец связан с десятком зарубежных каналов Коллаж: © Daily Storm

BBC и Brazzers на одной волне: какие еще каналы могут попасть под удар Роскомнадзора?

Ofcom придрался к НТВ после проверки РКН вещателя BBC — «Бритиш телевижн». Его владелец связан с десятком зарубежных каналов

Коллаж: © Daily Storm

Битва российского и английского медиарегуляторов продолжается. 11 февраля Ofcom высказал претензии к двум телеканалам НТВ, которые работают на территории Прибалтики, сообщил РБК. Это своеобразный ответ на проверку Роскомнадзором российского вещателя BBC — ООО «Бритиш Телевижн». Регуляторы бьются на протяжении нескольких месяцев, обвиняя то одни, то другие иностранные телеканалы в нарушении местных законов. Однако Роскомнадзору есть где развернуться. «Бритиш телевижн», которую последний раз инспектировал РКН, — российская компания. Ее бенефициар Леонид Лазовский отвечает за работу не только BBC, но и американского CBS, немецкого Deutsche Welle, французского France 24, эротического Brazzers TV и других кабельных каналов в России.


Суть конфликта


Британское ведомство Ofcom 11 февраля заявило о возможном введении ограничений против телеканалов «НТВ-Мир Балтия» и «НТВ-Мир Литва». Поводом послужила программа «Сегодня» от 2 апреля 2018 года, в которой показали сюжет, посвященный «делу Скрипалей». По мнению иностранного ведомства, журналисты сняли его не беспристрастно. Сообщение Ofcom было опубликовано после того, как в конце января 2019 года Роскомнадзор рассказал, что выявил нарушения во время внеплановой проверки у ООО «Бритиш телевижн», осуществляющего вещание телеканала BBC World News на территории России. Эта проверка была ответом британскому медиарегулятору Ofcom, который высказывал претензии к Russia Today в Великобритании.


Как получали лицензии


В 2010 году Роскомнадзор принял решение предоставить лицензии на вещание группе зарубежных телеканалов. По поручению тогдашнего руководителя ведомства Сергея Ситникова профильные службы РКН начали рассматривать заявительные документы в ускоренном режиме. В СМИ писали, что основная задача РКН заключалась в формировании в России равных экономических условий для деятельности отечественных и зарубежных телекомпаний.


Среди первопроходцев в области кабельного телевидения оказался Леонид Лазовский и его компания Universal Communications, которой принадлежат эксклюзивные права на распространение ряда иностранных телеканалов на территории РФ, в том числе и BBC.


Кто стоит за вещателем BBC?


Через восемь лет риторика Роскомнадзора по отношению к иностранным компаниям поменялась. В декабре 2018 года ведомство анонсировало проверки у вещателя телеканала BBC World News — ООО «Бритиш телевижн», которое также выступает в качестве оператора связи (юридическое лицо, которое осуществляет вещание на основании лицензии). По информации, которую отображает база данных «СПАРК-Интерфакс», лицензия на вещание ООО «Бритиш телевижн» действует до 2022 года.


Модель спутника OneWeb, позволит соединить все районы мира с Интернетом беспроводным способом, церемония открытия OneWeb в парке исследований Кеннеди, Флорида, 16 марта 2017г.
Модель спутника OneWeb, позволит соединить все районы мира с Интернетом беспроводным способом, церемония открытия OneWeb в парке исследований Кеннеди, Флорида, 16 марта 2017г. Фото: © GLOBAL LOOK Press / Kim Shiflett / ZUMAPRESS.com

Роскомнадзор начал проверку, и это было ответом британскому медиарегулятору Ofcom. Иностранное ведомство заявило о возможном отзыве лицензии и штрафе за нарушение правил вещания телеканала Russia Today в Великобритании.


В ходе проверки РКН выявил нарушения антиэкстремистского законодательства на сайте Русской службы Би-би-си. Однако позже речь зашла о соблюдении требований к вещательной лицензии и проверке в ООО «Бритиш телевижн».


Это российская фирма, которая не связана с Лондоном напрямую. Она была учреждена в 2010 году. В качестве бенефициара в СПАРКе указан все тот же медиаменеджер Леонид Лазовский. Он владеет 99% компании через ООО «Универсал коммуникатионс», в котором бизнесмен выступает единоличным владельцем.


Лазовский — личность не публичная. Упоминание о нем мы обнаружили в нескольких публикациях, где он выступал в качестве эксперта в ЖКХ и телевидении. Материалы, которые были посвящены непосредственно Лазовскому, мы обнаружили в профильном журнале «Телеспутник», где в 1999-м и 2008 году предприниматель давал интервью, из которых следует, что мужчина окончил МГТУ имени Н.Э. Баумана и работает на рынке телекоммуникаций еще с 90-х.


Во время последнего диалога с журналистами Лазовский рассказывал о тенденциях и развитии рынка кабельного телевидения. Медиаменеджер признался, что в некоторых ситуациях чиновники, отвечающие за коммуникацию, помогали игрокам рынка. В интервью Лазовский говорит, что Universal Communications на тот момент занималась поставками материалов и оборудования для эфирного, спутникового и кабельного телевидения. Бизнесмен также упомянул, что сотрудничал с компанией Echo Star, которая, по его словам, ушла с российского рынка. Сейчас организация с таким же названием инвестирует в британский проект — OneWeb, основная задача которого — обеспечить интернетом всю планету с помощью специальных спутников, выведенных на орбиту.


Предпринимателю также принадлежит интернет-магазин Likecom. Сайт фирмы гласит, что «компания является официальным дилером известных спутниковых операторов. Осуществляем продажу спутниковых комплектов НТВ+, «Триколор», «Телекарта», «Континент ТВ».


Фото: © GLOBAL LOOK Press
Фото: © GLOBAL LOOK Press

Один на всех


BBC — не единственная корпорация, с которой сотрудничает медиаменеджер Лазовский. По данным СПАРКа, Лазовский имеет долю в 20 организациях. У большинства их них есть права на вещание зарубежных каналов, об этом свидетельствует публичный реестр инфраструктуры связи и телерадиовещания РФ, который доступен на сайте Роскомнадзора.


Кроме ООО «Универсал Коммуникатионс» в числе активов Лазовского есть другая фирма с похожим названием — ООО «Компания Универсал Коммуникатионс». Организация осуществляет вещание немецкого Deutsche Welle и канала о селебрити Hollywood. Также бизнесмен выступает бенефициаром компании «Медиа Коммуникейшнс», которая транслирует информационный France 24 и образовательный English Club TV.


У France 24, так же как и у российского BBC, были проблемы с нашими властями. 29 июня 2018 года Роскомнадзор пригрозил телеканалу приостановкой вещания на территории России. РБК со ссылкой на ТАСС писал, что речь идет о нарушении статьи 19.1 закона о СМИ. Согласно ему иностранцы не могут учреждать средства массовой информации и владеть более 20%. Помимо этого, РБК, со ссылкой на источники РИА Новости говорит о том, что проведенный Роскомнадзором анализ лицензионных договоров показал: редакционная деятельность France 24 контролируется иностранным юридическим лицом, что прямо запрещено ч. 2 ст. 19.1 закона о СМИ.


Тогда Роскомнадзор взялся за деятельность французской телекомпании после вынесенного предупреждения Высшим советом по аудиовизуальным средствам Франции (CSA) телеканалу RT France за сюжет о Сирии. Предписание вынесено за «нечестность, неточную подачу информации и отсутствие разных точек зрения», уточняет DW.


Помимо новостных каналов фирмы Лазовского отвечают за трансляцию развлекательного контента. Среди таких — детский телеканал TiJi и американский эротический канал Brazzers TV. В большинстве фирм Леонид Лазовский выступает как единоличный владелец. Однако есть исключения. Например, вещатель канала CBS — ООО «Зоун Восток» — принадлежит подконтрольному предпринимателю ООО «Универсал Коммуникатионс» лишь на 80%, остальными 20% владеет британская фирма Chello Zone, которая входит в состав американской корпорации AMC Networks. Последняя известна российскому зрителю по сериалам «Во все тяжкие», «Лучше звоните Солу» и «Ходячие мертвецы».


Daily Storm обратился к генеральному директору ООО «Бритиш телевижн» Екатерине Якушенко с вопросом о том, мог ли стать поводом для претензий Роскомнадзора непорядок с учредительными документами. Однако руководитель организации отказалась от комментариев.


В Роскомнадзоре не говорят, что именно нарушило ООО «Бритиш телевижн». Daily Storm направил запрос в Роскомнадзор, чтобы узнать, кто именно нарушил закон: российская компания или британская корпорация. Также мы поинтересовались, какие нарушения допустила «Бритиш телевижн» в ходе своей работы и будут ли проведены аналогичные проверки в компаниях Лазовского, которые осуществляют трансляцию зарубежных телеканалов на территории РФ. К моменту выхода этой публикации ведомство не предоставило ответ.


Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...