St
Блины, школьные линейки и жертвоприношения
18+
Как прошел мусульманский праздник в древнем русском городе Владимире undefined

Блины, школьные линейки и жертвоприношения

Как прошел мусульманский праздник в древнем русском городе Владимире

Шесть часов утра. Первые лучи солнца уже упали на типовую советскую пятиэтажку на окраине Владимира. Во дворе ни души. В одной из квартир на втором этаже пожилой мужчина уже на ногах. Он неспешно облачается в отутюженную с вечера рубашку и темный костюм. Достает с полки зеленую богатую тюбетейку и направляется на кухню.

 

Там его встречает супруга. У висков сеточка мимических морщинок – вот и сейчас она улыбается, на голове хиджаб небесно-бирюзового цвета, из-под него виднеются камни праздничных сережек.


Женщина подносит стакан воды хозяину дома. Себе наливает в чашку ароматного чая, заваренного на травах. Стол уже накрыт и пестрит угощениями. Нежные сырники, сладкий чак-чак, хворост, душистый башкирский мед. Рядом стопка маслянистых аппетитных блинов.


Но притрагиваться к этому изобилию пока нельзя. До утренней молитвы в честь окончания хаджа и праздника Курбан-байрам разрешена лишь вода или чай. Это правило супруги Нигаматьяновы соблюдают неуклонно.


Ринат и Фарида родом из Башкирии. Живут во Владимире с начала 80-х. Здесь они познакомились, завели семью, прожили почти всю жизнь. Дети выросли, разъехались, и впервые за долгие годы супруги будут отмечать священный праздник вдвоем.


И впервые на их столе не будет праздничных блюд из баранины. Они считаются главными в этот день. Согласно традициям ислама, на Курбан-байрам принято треть жертвенного мяса раздавать нуждающимся, треть друзьям и родственникам, треть подавать на свой семейный стол. В этом году Ринат заранее сдал деньги на покупку барашка и попросил муллу после жертвоприношения раздать все мясо малоимущим единоверцам.


Отмечать исламский праздник Ринат и Фарида будут почти по-русски — блинами и медом.

Читайте там, где удобно, и подписывайтесь на Daily Storm в Telegram, Дзен или VK.

Фото: © Daily Storm/Алексей Голенищев
Фото: © Daily Storm/Алексей Голенищев

***


Утром в 06.45 у единственной на весь Владимир мечети собираются мусульмане. Она расположена в частном секторе по соседству с небольшими домишками и коттеджами. Самая окраина города.


О том, что сегодня большой праздник, можно догадаться еще на подъезде к храму. Место для парковки сложно найти даже за пару сотен метров от трехэтажной мечети из красного кирпича. Здесь же встречаются первые верующие.


Навстречу группе молодых мусульман по тротуару не спеша идет древняя, словно сама жизнь, бабушка. Русская, православная бабушка.


— С праздником, ребята.


Ребята в тюбетейках в ответ уважительно кивают. Некоторые прикладывают при этом руку к сердцу.


У мечети не протолкнуться. Из вынесенной на улицу колонки раздается распевный голос муллы. Верующие занимают весь тротуар. Расстилают на асфальте полиэтиленовые дорожки, поверх кладут коврики для молитвы.    


В мечеть пройти невозможно, все места заняты. В главном зале, в коридорах, даже на лестницах сидят верующие. Те, кто припозднился, направляются во двор. Он тоже переполнен.  По оценкам, на праздничную молитву пришло от трех до четырех тысяч человек. За порядком наблюдают не больше десяти полицейских и сотрудников ГИБДД. Но вся их работа сводится к тому, чтобы организовать дорожное движение по улице, где находится мечеть. Здесь нет привычных для столицы металлоискателей. Нет даже формального досмотра.


Перед торжественным богослужением слово берут представители власти города и области. С поздравлениями выступает и представитель ГУ по вопросам миграции МВД России. По статистике, около 80% прихожан Владимирской мечети — приезжие рабочие из Средней Азии. Из Таджикистана, Узбекистана и Киргизии. В режиме онлайн приходят поздравления от священнослужителей других конфессий. В частности, от настоятелей самых древних и известных православных храмов города. Межконфессиональное общение уже становится традицией.


В середине августа во Владимире открыли армянскую церковь Святого Георгия Просветителя. На торжествах присутствовал мулла Азат-хазрат Мунавиров и представители РПЦ.

Во Владимире он — человек новый. Его назначили муллой всего полгода назад. До этого он нес слово Аллаха в подмосковных мечетях. Азат-хазрат — священнослужитель новой формации. В 2010 году он окончил Московский исламский университет. Это был второй выпуск заведения.


Раньше многие россияне получали богословское образование в странах Ближнего Востока, а также в Турции и Египте. 

Там молодых людей из российской глубинки часто уводили из ислама в ваххабизм. Вербовщики месяцами обрабатывали студентов, превращая их из будущих священнослужителей в фанатиков-боевиков. Сейчас основы ислама и другие предметы читают соотечественники. В том числе и арабский язык.


По признанию Азата-хазрата, за несколько лет служения он не видел в своей мечети сторонников ваххабизма.

   

 

Фото: © Daily Storm/Алексей Голенищев
Фото: © Daily Storm/Алексей Голенищев

***


1995 год. Окраина Дамаска. Магриб – вечерняя молитва — завершен. Верующие покидают мечеть. В зале остается пара десятков человек. Мулла, убедившись, что вокруг все свои, обращается к присутствующим. Его слушают выходцы из СНГ, Афганистана, Турции, арабских стран.


— На Кавказе продолжается война с неверными. Им нужна ваша помощь.


Мулла долго объясняет, почему нужно ехать на север и убивать русских. Молодые крепкие люди кивают. Многие из них связаны с Аль-Каидой. Они задают вопросы, получают развернутые ответы. Затем начинается молитва во здравие чеченских боевиков и наемников со всего мира.


В этот момент один из мужчин выхватывает пистолет, наводит ствол на муллу и громко и отрывисто приказывает:


— Руки за голову, лицом к стене!


Через мгновение в зал врываются люди в масках и с автоматами. Они укладывают всех на пол. Щелкают наручники. Спецоперация завершена успешно за считанные секунды.


Тогда президент Сирии Хафез Асад и его спецслужбы оказали России неоценимую услугу. Хотя ни в Кремле, ни на Лубянке об этом не просили. Москве вообще было тогда не до Сирии, Ближнего Востока… даже до своих граждан особо дела не было. На носу маячили выборы 1996 года.


На территории Сирии не было создано ни одного отряда боевиков в помощь Дудаеву. Всех проповедников исламского фундаментализма арестовали. А из соседних Иордании, Катара, Саудовской Аравии, других стран головорезы уезжали в Чечню десятками и сотнями.


По мнению экспертов, обучаясь в России основам ислама сегодня, подхватить заразу в виде ваххабизма практически невозможно.

Фото: © Daily Storm/Алексей Голенищев
Фото: © Daily Storm/Алексей Голенищев

***


Праздничная молитва продолжается около получаса. После этого счастливые люди поздравляют друг друга с праздником, обнимаются… и неспешно расходятся в разные стороны. Многим нужно на работу. Пятница.


Среди группы людей в тюбетейках, ожидающих на остановке автобус, появляются букеты цветов. Это первоклашки торопятся на свой первый звонок. Рядом волнуются – не опоздать бы — родители будущих школьников.


По направлению к школе №36 энергично шагает семья, живущая по соседству с мечетью. Новоиспеченный второклашка и его мама. Женщина на ходу размышляет о празднике Курбан-байрам.


— Нам они совершенно не мешают. Иногда, правда, по пятницам вечером трудно проехать, пробки бывают. Но обычно все тихо и спокойно. Сегодня да, вынесли колонку на улицу. Довольно громко. Но ведь у них праздник, им где-то молиться надо.


На линейке у входа в школу №36 не протолкнуться. Улыбки, смех, у кого-то разочарование по поводу окончания каникул. Это самое крупное среднее общеобразовательное заведение во всей Владимирской области. Только 11-х классов в этом году пять. Один из них кадетский. Школа славится сильными военно-патриотическими традициями. Вот и сегодня поздравить учеников с Днем знаний пришли офицеры — ветераны боевых действий.


Елена Кувшинова, директор школы, уверена, что совпадение праздника Курбан-байрам с Днем знаний никак не помешает проведению линейки.


— У нас многонациональная школа. Учатся самые разные дети, различных религий. И никогда проблем не было. У мусульман сегодня свой праздник, у детей свой. Все пройдет хорошо.  


И в подтверждение этих слов через 15 минут для счастливых, но немного растерянных первоклашек звучит первый звонок. Дети отправляются в классы.

Фото: © Daily Storm/Алексей Голенищев
Фото: © Daily Storm/Алексей Голенищев

***


Пока первоклашки знакомились с учителями и друг с другом, мечеть практически опустела. После праздничной молитвы верующие потянулись за город для жертвоприношения. Резать баранов в черте города запрещено, чтобы не смущать представителей других конфессий.


Одна из таких площадок находится в поселке Пекша, что в 50 километрах от Владимира. 


Ферма средних размеров. Внутри каменного здания около 150 голов. Хозяйство принадлежит выходцам из Азербайджана. В основном все они шииты. Но разногласия в толковании Корана — во Владимире не повод для вражды.  


На ферме всем заправляет мужчина лет 30, все его зовут Жорик. Невысокий, плотно сбитый, в спортивном костюме с капюшоном. Практически все делает сам. И режет, и снимает шкуру, и разделывает тушки. Рядом суетятся два помощника, которым Жорик отдает распоряжения.


Заказчики заходят в вольер. Сами выбирают понравившегося барана. Затем животное связывают и взвешивают. Средний живой вес около 30 килограммов. Для заклания выбирают барашков не моложе года. Согласно правилам, животное не должно быть одноглазым, тощим или больным. Покупка одного барашка обходится примерно в 6000 рублей. За три дня праздников можно заработать неплохие деньги.

Фото: © Daily Storm/Алексей Голенищев
Фото: © Daily Storm/Алексей Голенищев

Но Жорик недоволен, поэтому немногословен. По сравнению с прошлым годом спрос значительно упал. Тогда только через Владимирскую мечеть заказали 40 голов. В основном для раздачи мяса малоимущим. Сейчас всего 15. За три дня жертвоприношения Жорик планирует зарезать 60-70 баранов.

После обеда приезжает Азат-хазрат для прочтения молитвы во время заклания. В отсутствии муллы хвалу Аллаху произносили сами фермеры. Все происходит быстро, слаженно, как на конвейере.


Барашка укладывают головой в сторону Мекки. Гладят шею, успокаивая животное. Одно резкое движение острым как лезвие ножом — и кровь заливает кафельный пол. Через несколько минут голова летит в угол, тушка — на разделочную подставку.


Затем снимают шкуру и извлекают потроха. Финальный этап – разделка. Весь ритуал занимает не больше 20-25 минут.


Ближе к вечеру мясо доставляют в мечеть и раздают всем нуждающимся. Храм пустеет. Праздник перемещается в квартиры мусульман. На столах главное угощение – жареная баранина. Ринат и Фатима Нигаматьяновы отмечают главный праздник в исламе почти по-русски: блинами и медом.     

Фото: © Daily Storm/Алексей Голенищев

Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...