Компания «Евразийская корпорация автовокзалов», которой принадлежал разбившийся в ДТП с КамАЗом автобус, из года в год допускала нарушения, каждое из которых могло обернуться десятками смертей. Однако отделывалась небольшими штрафами — в несколько десятков тысяч рублей, а иногда и вовсе избегала ответственности из-за ошибок в протоколах.
В 2015 году перевозчика проверяла Федеральная служба по надзору в сфере транспорта. Оказалось, что три новых водителя из ЕКА получили медицинские справки не в государственных клиниках, как положено по закону, а в небольших частных конторах в Нижнем Новгороде, одна из которых даже не смогла продлить свою лицензию и прекратила существование. За липовые справки компанию оштрафовали, но всего на 20 тысяч рублей.
В том же году Ространснадзор проверял, как проходят подготовка водителей в ЕКА и их работа на маршруте. И вновь чиновники нашли массу нарушений. Например, водителя Медникова допустили к работе на автобусе MAN, хотя стажировку он проходил на совсем другой марке — Neoplan Tourliner. У троих водителей обнаружили нарушение нормативов рабочего времени, то есть даже по официальным документам в рейсах они проводили больше часов, чем положено (что было в реальности, можно только догадываться). Еще трое водителей не проходили медосмотр до и после выхода на маршрут.
Но и это еще не все. К своим автобусам в ЕКА относились с таким же безразличием, как и к водителям. Цитата из материалов проверки: «24 сентября 2015 года и 6 октября 2015 года к эксплуатации допущены автобусы с неисправностями, при которых эксплуатация ТС запрещена. 29 сентября 2015 года и 30 сентября 2015 контроль технического состояния автотранспорта не проводился». Получается, два раза чиновники из Ространснадзора приходили в ЕКА и обнаруживали там неисправные автобусы, которые нельзя было выпускать в рейсы. А еще два визита закончились тем, что нашлась техника, которую выпустили на маршрут без осмотра. На авось. Наказание — 41 тысяча рублей.
Случалось, компании удавалось избежать даже такого формального наказания. В 2013 году надзорное ведомство поймало двух водителей, которых выпустили на маршрут без медицинского осмотра. Само нарушение никто не оспаривал, но оказалось, что проверяющие не дали расписаться в протоколе представителю компании, который формально имел на это право. В результате суд решил, что этой детали достаточно, чтобы освободить ЕКА от наказания.
ДТП произошло в ночь на 2 июля недалеко от города Заинск. Автобус Neoplan следовал по маршруту Самара — Ижевск и по неустановленной причине столкнулся с грузовиком MAN, буксируемым на жесткой сцепке КамАЗом. От удара у автобуса оторвало правое переднее колесо, он опрокинулся на правую сторону и загорелся. Огонь моментально распространился по салону, а все двери оказались заблокированы. По последним данным, погибли 14 человек, двое из них — дети. Как минимум 15 пассажиров получили травмы. Водители автобуса и обоих грузовиков остались живы.
По предварительным данным, виновником аварии стал водитель автобуса. Он мог уснуть за рулем, быть ослепленным фарами грузовика или не справиться с управлением при выполнении обгона. Эти предварительные версии называли в правоохранительных органах. Возбуждены два уголовных дела по статьям о нарушении ПДД и оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекших смерть двух и более лиц. Задержан водитель КамАЗа, два других водителя находятся в больнице.
Фото: © Главное управление МЧС России по Республике Татарстан