St
Как новенький: насколько устарел военно-транспортный авиапарк
18+
Российские военно-транспортные самолеты и вертолеты падают с пугающей регулярностью. Cтоит ли винить техническое состояние машин, доставшихся армии от СССР? Фото: © GLOBAL LOOK press

Как новенький: насколько устарел военно-транспортный авиапарк

Российские военно-транспортные самолеты и вертолеты падают с пугающей регулярностью. Cтоит ли винить техническое состояние машин, доставшихся армии от СССР?

Фото: © GLOBAL LOOK press

Во вторник, 6 марта, около сирийского аэродрома Хмеймим упал российский военно-транспортный самолет Ан-26. В результате катастрофы погибли более 30 военнослужащих. Через день в Чечне потерпел крушение вертолет Ми-8, принадлежащий пограничному управлению. Больше года к этому моменту прошло с трагедии в Адлере, когда Ту-154 Минобороны России упал в Черное море вскоре после взлета. Это неполный список небоевых потерь военно-транспортной авиации за последние несколько лет. И практически всегда официальные представители военного ведомства не разглашают результаты расследования. Источниками информации для СМИ становятся собеседники различных уровней, знакомые с ситуацией.


При этом из публикаций следует, что разбившийся в Сирии Ан-26, вероятно, потерпел крушение из-за технической неисправности. Производимый с 1973 года военно-транспортный самолет — далеко не самый «древний» в авиапарке Российской армии.

Читайте там, где удобно: добавьте Daily Storm в избранное в «Яндекс.Новостях», подписывайтесь в Дзен или Telegram.

Фото: © Igor Dvurekov/wikipedia.org

Авиапарк советского периода


Согласно данным справочника The Military Balance, подготовленного Международным институтом стратегических исследований (IISS), в 2017 году Российская армия имела на вооружении 913 транспортных, патрульных и спасательных самолетов и вертолетов. Морская авиация, по данным IISS, имеет 54 самолета и 92 вертолета для подобных задач, Воздушно-космические силы ­— 429 самолетов и 338 вертолетов.


В морской авиации, например, прописаны легендарные самолеты Бе-12ПС «Чайка» 1960 года производства. Большая часть построенных в СССР «Чаек» была списана в середине 1990-х годов. Однако на службе остались еще три единицы самолета-амфибии в модификации для поисково-спасательных работ. Еще один «пришелец из прошлого» — Ан-24РВ, который совершил первый полет в 1959 году. По данным IISS, в распоряжении Российской армии есть один такой самолет.


Также в парке морской авиации нашлось место для других самолетов 1960-х годов «рождения». Это Ил-18Д (в единственном экземпляре), Ан-12БК (две штуки), Ту-134 (девять единиц) и вертолеты Ми-8Т (четыре единицы). 


Все остальные самолеты и вертолеты для нужд морской авиации были произведены после 1970 года. К этой группе можно отнести поисково-спасательную модификацию самолета Ан-12, произведенную в 1976 году; злополучный Ан-26, поднявшийся в небо в 1973 году; вертолеты Ми-14ПС. Последних, по подсчетам IISS, в российском флоте служит 40 единиц.


Самые новые самолеты в морской авиации появились на свет после 1980 года. Это Ан-72, разработанный на замену Ан-26 и поднявшийся в небо в 1982 году; Ан-140 1999 года выпуска; Ту-154М, запущенный в серию в 1984 году. Из вертолетов корабельного и берегового базирования к ним относятся поисково-спасательный Ка-27, Ка-29 и улучшенный Ми-8МТ.


Таким образом, в морской авиации почти треть транспортных и поисково-спасательных вертолетов произведена в 1960-х годах, половина — после 1970 года, и всего лишь 20% — после 1980 года. С вертолетами ситуация иная: большая часть вертолетов (52,2%) произведена меньше 40 лет назад. Почти столько же (43,5%) произвели с 1970 по 1980 годы.


В Воздушно-космических силах ситуация иная. Военно-транспортных самолетов, произведенных 50, 40 и 30 лет назад в Российской армии примерно одинаковое количество. Из 429 самолетов данного назначения 148 произведены после 1980 года. Девять из них — это новейшие, 2009 года выпуска Ан-148-100Е. Основу же «нового» авиапарка составляет сотня Ил-76МД/МФ. Согласно данным IISS, все 338 транспортных вертолетов ВКС поставлены после 1980 года.


Для сравнения: в армии США имеется 224 транспортных самолета и 2746 вертолетов. При этом более половины самолетов были произведены в 1970-1980-х годах. В основном это самолеты семейства Beechcraft King Air для военных нужд. Другое дело транспортные и многоцелевые вертолеты. Большая часть (65,3%) вертолетов армии США была произведена после 1980 года. При этом значительную часть парка составляют вертолеты UH-60M (572 единицы) и UH-72A (371 вертолет), выпускаемые с 2000 и 2007 года соответственно. Модели, произведенные до 1970 года, занимают только 5% от общего количества воздушных машин.

Фиксики российской оборонки


Получается, что большинство самолетов и вертолетов Российской армии для транспортировки личного состава и поисково-спасательных работ произведены в 70-80-х годах прошлого века.


Однако большая часть парка прошла плановые ремонтные работы или сервисное обслуживание в последние десять лет. Об этом свидетельствуют данные годовых отчетов авиаремонтных заводов. Так, например, самый старый самолет Ан-24РВ до 2015 года ремонтировали на Ростовском заводе гражданской авиации №412. Правда, уже три года как на этом заводе нет контрактов ни на ремонт «ветерана» Ан-24, ни на обслуживание Ан-26.


Легендарные самолеты-амфибии Бе-12ПС в 2015 году проходили ремонт на территории Авиаремонтного завода в Евпатории. В 2014 году планировалось, что капитальным ремонтом «Чаек» займется Таганрогский авиазавод. Там с 2010-го по 2012 год отремонтировали 13 самолетов Ан-12БК.


«Братья» упавшего в Сирии Ан-26, которых только в ВКС 115 единиц, массово проходили ремонт на Авиаремонтном заводе (АРЗ) №208. Согласно данным из отчетности завода, в 2011 году были отремонтированы десять самолетов данной модели.


Ан-72, планировавшийся на замену Ан-26, также прошел ремонт в последние десять лет. Из имеющихся в распоряжении Минобороны 31 единицы этих самолетов в 2011 году были отремонтированы четыре.


Максимально подробные сведения есть по одному из самых многочисленных самолетов российской военно-транспортной авиации — Ил-76МД/МФ. Их в распоряжении армии целая сотня. Из них с 2011 года прошли ремонтные работы не меньше 23 единиц. Кроме того, в 2014 году Минобороны заключило контракт с Авиационным комплексом имени Ильюшина на модернизацию части самолетов версии МД до МД-М. Первый самолет Ил-76МД-М военное ведомство получило 13 марта. Машина получила новейший пилотажно-навигационный комплекс, обновленное светотехническое, бытовое и десантно-транспортное оборудование. По заявлениям руководства Авиационного комплекса им. Ильюшина, модернизация увеличит срок службы машины еще на 15 лет.


Что касается вертолетов, то в 2013 году были отремонтированы восемь Ка-27 в поисково-спасательной модификации из 16 имеющихся на вооружении ВКС. Вертолеты Ка-29 регулярно, согласно отчетам, проходят сервисное обслуживание и ремонт на АРЗ 150 и АРЗ 419. Только за 2017 год морской авиации были переданы более десяти вертолетов этого типа.


Регулярно российская оборонка обслуживает и ремонтирует вертолет Ми-8 различных модификаций. С 2011 года армия получила 194 отремонтированных вертолета от разных заводов. Еще часть Ми-8 получили новые агрегаты и детали в рамках регулярного обслуживания.

Фото: © GLOBAL LOOK press/Zamir Usmanov
Фото: © GLOBAL LOOK press/Zamir Usmanov

Нужны время и новые самолеты


По словам заведующего кафедрой экономики промышленности университета имени Плеханова Андрея Быстрова, мировой опыт показывает, что в небо могут подниматься и самолеты, произведенные 60-70 лет назад. «Мы видим американские и британские самолеты, которые летают с 1950-х годов. Но за полвека они прошли серьезную модернизацию: от них остался, по сути, только корпус, вся «начинка» — современная», — рассказывает Быстров. По его словам, при надлежащем техническом обслуживании со временем агрегаты самолетов и вертолетов меняются на новые, а сложные технические системы навигации полностью модернизируются до современного состояния. «Другое дело, когда технические требования не соблюдаются, а вместо необходимых деталей используют контрафакт. В таком случае могут возникнуть проблемы», — предупреждает эксперт. В российской военной авиации в последние пять-десять лет ремонт и обслуживание техники идет интенсивно, «большими шагами». Однако решить все вопросы, накопившиеся за предыдущий период недостатка финансирования армии, за это время невозможно, считает Быстров.


С ним не согласен заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин. По его мнению, практически весь парк военно-транспортной авиации Российской армии устарел, несмотря на то что самолеты такого типа служат дольше боевых, необходимость в модернизации назрела, считает эксперт. «Менять не стоит разве что последние модификации Ил-76, да и то, нужно обратить внимание на ранние модели», — указывает Храмчихин. Когда произойдет смена поколений, эксперт не уточняет, потому что «даже работа по замене устаревших моделей на новые пока не проводится». 

Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...