St
Киберспорт в массы
18+
Как российские олигархи нашли альтернативу провальному футболу undefined

Киберспорт в массы

Как российские олигархи нашли альтернативу провальному футболу

Через четыре дня после завершения Кубка конфедераций, ставшего для российской сборной очередным провалом, Министерство спорта РФ официально признало киберфутбол – одну из наиболее популярных дисциплин «цифровой спортивной реальности». Киберспорт как таковой официально получил статус вида спорта в 2016 году. Стоит сказать, что и до этого момента российская игровая культура чувствовала себя неплохо, привлекая достаточное количество крупных инвесторов.


О том, что такое киберспорт, о его экономике и специфике – в материале Daily Storm.


Да, Россия уже давно перестала составлять конкуренцию в футболе, но в «цифровой» области наша страна дает фору большей части планеты. Российские студенты выигрывают международные олимпиады и конкурсы в сфере ВМК, наши программисты известны на весь мир и, что самое интересное, Россия занимает лидирующие позиции в киберспорте. Например, российская команда Virtus.Pro входит в мировой топ-3 по Dota 2, одной из ведущих дисциплин виртуального спорта. 

Читайте там, где удобно, и подписывайтесь на Daily Storm в Telegram, Дзен или VK.

Фото: © flickr/NVIDIA Corporation


Что такое киберспорт и чем он богат?


Первый вопрос, которым стоит задаться: что такое киберспорт? Как и во всех других спортивных дисциплинах — изнурительные тренировки, чемпионаты с крупными призовыми фондами, напряженная борьба и титулы. Только спортсмены в этой дисциплине пропадают не в спортзалах за тренажерами, а дома – за компьютерами. Ведущие киберспортивные дисциплины – известные молодому поколению компьютерные игры Dota 2, Counter-Strike, League of Legends. В киберфутболе «спортивной ареной» является самый известный в мире футбольный симулятор – игра FIFA 17. 


Второй вопрос – о «спортивности» компьютерных игр, от которых многие не могут спасти своих детей, вечно смотрящих в монитор и не желающих больше ничем заниматься. Поклонники виртуального мира и профессиональные геймеры утверждают, что с тем же вопросом можно обратиться к шахматному спорту – там тоже важны не физические данные, а мышление, интеллект и умение «мыслить стратегически». Игроки, профессионально занимающиеся виртуальным спортом, вряд ли могут быть охарактеризованы как бездельники. Профессиональный киберспорт требует уйму времени и сил: не каждый сможет по 6-8 часов в день проводить в тренировках за монитором. Компьютерные игры – действительно очень нервное и изнурительное занятие, и тем, кто хоть раз играл в одну из названных игр, это хорошо известно.


Однако самый главный аргумент киберспортсмена – почему нельзя профессионально заниматься тем, чем нравится, и зарабатывать на этом деньги?! 


Киберспорт сегодня действительно дает возможность заниматься играми профессионально, а многочисленные чемпионаты имеют весьма крупные призовые фонды. Например, в 2016 году команда из Китая, занявшая первое место в крупнейшем ежегодном турнире The International 2016 по дисциплине Dota 2, получила в качестве приза 9 121 908 долларов. Эта сумма стала рекордной в истории киберспорта. Но с каждым годом призовые фонды таких соревнований значительно увеличиваются (в 2015 году победители того же турнира выиграли 6 634 661 долларов). 


Формируются призовые фонды не только за счет спонсоров – внушительную часть составляют средства, вырученные от продажи билетов на турнир. Да, киберспортивный чемпионат предполагает формат арены: в центре оборудованы компьютерные места для команд, а вокруг, как на любом другом соревновании, размещаются купившие билеты зрители. Конечно, на кибертурнир возможно приобрести только электронный пропуск и распечатать его (речь идет о физическом присутствии на самой арене). В 2015 году доход The International от продажи билетов составил 16 829 613 долларов. Осознать масштабы киберспортивной аудитории помогут цифры: трансляцию финала уже упомянутого The International 2016 посмотрели 5,7 миллиона человек, в то время как американская аудитория решающего матча Кубка Стэнли составила 5,4 миллиона зрителей. Агентство Newzoo, специализирующееся на маркетинговых исследованиях рынка игр, утверждает, что в 2017 году мировая аудитория виртуального спорта достигнет 385 миллионов человек. 

Фото: © GLOBAL LOOK press/Russian Archives


Спонсоры: кто они?


Незаменимым финансовым ресурсом для киберспорта, конечно, является аудитория, которая покупает не только билеты на чемпионаты, но и «фан-продукцию». Однако все это – доходы от соревнований. На саму же организацию турнира требуются куда более основательные средства. Нужны компьютеры, сетевое оборудование, экраны для зрителей, собственно, сами игры и многое другое. И здесь в игру вступают спонсоры и инвесторы.


Спонсорами киберспортивных организаций с самого момента их появления в конце 90-х стали «производители железа», как их называют причастные к игровой индустрии, – крупные корпорации, производящие компьютерное оборудование. Одной из первых стала компания Samsung Electronics, которая в 2001 году провела первый крупный игровой турнир World Cyber Games, призовой фонд которого составил рекордные на тот момент 600 000 долларов.   


Основные спонсоры киберспортивной индустрии – профильные инвесторы. Таковыми здесь считаются и производители энергетических напитков, которые профессиональные геймеры потребляют в избытке во время тренировок и чемпионатов. 


Интерес к киберспорту растет, его аудитория расширяется, к нему начинают тянуться и непрофильные инвесторы. Например, агрегатор билетов Aviasales в этом году заключил контракт с успешной киберспортивной сборной из Украины Natus Vincere (NaVi), у которой сейчас уже семь спонсоров, ежегодно выделяющих команде примерно 600 000 долларов. Довольно крупная для бюджета игровой сборной сумма, но это не предел. 


Весь рынок спонсорства профессионального гейминга оставила позади нашумевшая в 2015 году инвестиция холдинга USM Алишера Усманова в 100 миллионов долларов российскому холдингу ESforce, одной из крупнейших в мире кибеспортивных организаций. С этого момента Алишер Усманов является основным владельцем холдинга, в который входит 14 организаций. ESforce является лидером российского киберспорта и стремительно расширяется. Среди реализованных благодаря инвестициям Усманова проектов – Yota Arena, открывшаяся в мае. Площадь первой в Москве киберарены – 5 тысяч квадратных метров. Из названия видно, что в ее создании приняла участие российская телекоммуникационная компания Yota, – еще один пример непрофильного инвестирования.  

Фото: © flickr/Jakob Wells


Чем киберспорт так привлекает инвесторов?


Такой интерес к киберспорту инвесторов обусловлен в первую очередь его популярностью у аудитории. Потенциальные спонсоры грамотно просчитывают, чем им могут быть полезны виртуальные соревнования. 

Первый аргумент за – профильная реклама. Где, если не на крупном геймерском турнире, можно показать компьютерную технику?! Миллионы поклонников виртуальных игр видят, как на компьютерах определенной марки соревнуются «звезды», – крайне выгодная реклама. Та же ситуация с энергетиками и другими продуктами профильных инвесторов. Это можно сравнить с кроссовками знаменитых атлетов или ракетками теннисистов: если профессионал выбрал эту марку, значит, она превосходна. К тому же в ходе соревнования зрители могут оценить технические характеристики предоставленного спонсором оборудования.  


Но на какие выгоды рассчитывают непрофильные компании и Алишер Усманов?


Киберспорт – это не просто быстро развивающаяся и набирающая популярность индустрия. Во-первых, аудитория профессионального гейминга – это так называемое поколение Y, которое составляет «серую зону» для рекламного бизнеса. Дело в том, что молодые люди, родившиеся с 1981-го по 2000 год, погружены в мир новых технологий и воспринимают рекламу совершенно иначе, нежели представители старших поколений. В этом случае наиболее выгодным является продвижение продукта через «родную» среду миллениалов. 


Во-вторых, это новая платформа, объединяющая огромное количество людей, являющих собой довольно закрытое по интересам сообщество, это структура «прогрессивной молодежи», контроль над жизнью которой является крайне важным в экономическом и социальном планах. Этим не мог не руководствоваться Алишер Усманов, вложивший в киберорганизацию такую крупную сумму.


И наконец, кибериндустрия – тот самый «о дивный новый мир», который претендует на то, чтобы стать абсолютной нормой, но сейчас проходит один из финальных этапов своего становления. Приобщение к «структуре будущего» в решающий для нее момент – основной стимул для спонсоров и инвесторов киберспорта.

Коллаж © Daily Storm. Фото: © GLOBAL LOOK press/Denis Semjonov, © facebook/Dota 2

Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...