Президент России на саммите G20 заявил, что РЖД поможет Аргентине построить железную дорогу к сланцевому месторождению. Монополия участвует в проектах во всем мире. Корпорация строила дорогу в богатой нефтью Ливии, изолированной Северной Корее, на Кубе, в Иране и собирается прокладывать пути в Индии. Часть проектов связана с подведением дорог к месторождениям, другая — к поддержке дружественных режимов/союзников. Под строительство трасс за рубежом правительство РФ выдает монополии кредиты. Так было с железными дорогами в Иране и на Кубе. Правда, не все зарубежные проекты корпорации оказывались экономически выгодными.
Первый шаг в международной экспансии
Зарубежные проекты российской железнодорожной монополии начались в Африке и на Ближнем Востоке. В 2008 году ОАО «РЖД» попыталось выйти на зарубежный рынок и сразу выиграла два крупных контракта. Корпорация должна была построить железные дороги в Саудовской Аравии за 800 миллионов долларов и заняться ж/д сообщением алжирской столицы (810 миллионов евро). За эти деньги россияне планировали проложить более 500 километров ж/д путей в Саудовской Аравии и почти сотню километров в Алжире, вместе с обустройством станций, вокзалов и систем сигнализации.
В том же году появилось еще два проекта — строительство дороги в Ливии и проведение электричества на иранских железнодорожных путях. Казалось, фортуна не покидает корпорацию Владимира Якунина [тогда руководил РЖД]. Но именно Ливия «спутала карты» монополии. Во всех смыслах. Саудовская Аравия отменила контракт. Возможно, это связано с тем, что страна враждовала с Ливией. Позднее с контракта РЖД «соскочил» и Алжир. Ливия от проекта не отказалась, но реализовать его все равно не удалось: в феврале 2011 года в стране началась гражданская война. В корпорации не расстраивались. Ливия готова была платить больше, чем Саудовская Аравия и Алжир вместе взятые: почти 3,5 миллиарда долларов. Причем объем работ за эти деньги был сопоставим с тем, что ОАО «Российские железные дороги» обязывалось выполнить в Саудовской Аравии. Речь шла о строительстве дорожного полотна длиной более 550 километров — вдоль побережья Средиземного моря на севере страны. Предполагалось построить 6 вокзалов и 24 станции. Проект на тот момент стал крупнейшим для отечественных железнодорожников за пределами РФ.
Это был оригинальный способ вернуть России долг, который остался у Ливии перед СССР за поставки оружия. Вместе с РЖД в Ливию зашли и российские нефтяники. Шестая по уровню добычи нефти в России компания «Татнефть» участвовала в разработке сразу на четырех участках и совместно с Ливией вела там добычу.
РЖД хотело завершить ливийскую стройку за четыре года. «Татнефть» собиралась качать ливийскую нефть десятки лет. Но в феврале 2011 года в африканской стране началась гражданская война. Россиян эвакуировали, промышленные активы пришлось оставить. «Татнефть» пришлось оставить в Ливии активов на 5,7 миллиарда рублей, в РЖД оценили свой убыток более чем в 15,5 миллиарда рублей.
В 2018 году, спустя семь лет после неудачи в Ливии, корпорация готова вернуться в страну и продолжить строительство, если ливийская сторона возместит убытки и предложит выгодные условия.
Иранский проект хотя по масштабам несопоставим с ливийским, оказался для РЖД более удачным. В 2012 году российская госкомпания завершила работы, подключив к электричеству 46 километров иранских дорог. Ирану понравилось работать с россиянами — и он заказал РЖД подключить электричество еще на одном участке дороги. Второй контракт оказался крупнее. Речь шла о дороге Гармсар – Инче Бурун длиной почти 500 километров на севере страны, 200 километров которой пройдут через горы. Это часть международнародного транспортного коридора «Север — Юг», по которому контейнеры с грузами курсируют из России в Индию. К работам на этом участке российская монополия приступила в текущем году. Цена вопроса — 1,2 миллиарда евро. Для финансирования проекта Тегеран взял у российского правительства кредит.
Международнародный транспортный коридор «Север — Юг» привел российскую дорогу в Индию, и там РЖД тоже нашло себе проект. Корпорация будет модернизировать железнодорожную ветку в центральной Индии, ведущую с севера на юг. Речь идет об участке Нагпур — Секундерабад протяженностью 575 километров.
Назад на Восток
В прошлом году РЖД снова позвали на Ближний Восток. На этот раз помощи попросила Сирия. Власти государства, на территории которого уже семь лет идет война с участием разных стран, решили построить железную дорогу, которая бы соединила сирийское побережье и порты Тартус (там расположена военно-морская база России) и Хомс (военная база ВС Сирии) с месторождениями фосфатов в восточной части страны. Цена вопроса — 1,5–2,3 миллиарда долларов.
Западные фосфатные месторождения, расположенные неподалеку от Пальмиры, разрабатывает российская компания «Стройтрансгаз», подконтрольная владельцу Volga Group миллиардеру Геннадию Тимченко. В мае 2015 года работы на участках прекратились — земли были захвачены боевиками «Исламского государства» (запрещенная в РФ террористическая организация). Боевиков удалось выгнать только через два года. Начиная с 2017 года компания Тимченко снова взялась за добычу сирийских фосфатов.
А РЖД прийти на освобожденные от боевиков территории пока не решается. Возможно, мешает ливийский опыт.
С Ближнего Востока — на Дальний
Параллельно с «походом» на ближневосточный рынок ОАО «РЖД» вело переговоры с северокорейскими соседями. В 2008 году длившаяся более семи лет дискуссия пришла к завершению. Монополия начала строить. Предстояло отремонтировать 54 километра пути от российской приграничной станции Хасан до северокорейского порта Раджин, попутно строя мосты, тоннели (в том числе протяженностью более 4,5 километра). Это был один из участков Транскорейской магистрали. В 2013 году его строительство было завершено.
Строительством занималось совместное российско-корейское предприятие «РасонКонТранс». Вложенные деньги должны были компенсироваться за счет организации контейнерных перевозок через порт Раджин с выходом на сеть российских дорог.
Руководители Южной и Северной Кореи еще в 2000-м договорились восстановить ж/д сообщение между странами, прерванное в 1953 году. Идея была в том, чтобы создать коридор, соединяющий Корейский полуостров с Россией и странами Европы.
От коммунизма северокорейского до кубинского
В 2017 году РЖД занялось строительством в Латинской Америке. Монополия договорилась с Кубой о реконструкции железнодорожных путей. Дорогу на Острове свободы строили в первой половине XIX века, тогда она была нужна для развития в стране сахарного производства, сейчас инфраструктура требует ремонта. РЖД согласились «прокачать» кубинскую ж/д за 1,9 миллиарда евро.
На кубинский рынок пришла и другая российская транспортная компания «Синара — Транспортные Машины» (СТМ). У нее кубинцы покупают локомотивы и рельсовые автобусы. СТМ должна была отремонтировать кубинские тепловозы. Общая сумма контрактов достигает почти 200 миллионов евро.
Эквадорское правительство пригласило российскую компанию поучаствовать в большой стройке в 2013 году. Предлагалось проложить пути длиной 1800 километров, которые бы соединили столицу с четырьмя главными портами страны. Стоимость проекта достигала 10 миллиардов долларов. Ветка должна была перетянуть на себя грузы с автомобильных перевозок. Это позволило бы сэкономить на горючем для авто, которое субсидировало государство. Путин тогда называл Эквадор одним из приоритетных партнеров России в Латинской Америке. По мнению СМИ, проект был связан скорее с политикой, чем с экономикой, и необходим для усиления влияния России в регионе, богатом углеводородами.
3 декабря стало известно, что Россия согласилась помочь Аргентине в строительстве 700-километровой железной дороги, об этом во время саммита G20 заявил президент Владимир Путин. Речь идет о строительстве ж/д трассы к месторождению сланцевой нефти Вака Муэрта. К слову, при добыче нефти на этом месторождении аргентинцы хотят использовать российские технологии, что позволит зайти туда российским нефтяникам. «Роснефть» уже несколько лет качает нефть в Южной Америке.
На Европу
Весной 2012 года РЖД договорилось о строительстве ж/д дорог длиной более 350 километров в Сербии. Сегодня это самый крупный зарубежный проект монополии. Контракт оценивается в 940 миллионов долларов. 800 миллионов для оплаты работ Сербия получит в кредит от российского правительства.