На Новом Арбате 25 сентября Mercedes-Benz с номерами серии АМР сбил инспектора ГИББД. Погиб 32-летний старший лейтенант Сергей Грачев.
Судя по видеозаписи аварии, которую разместил у себя на странице один из пользователей социальной сети «ВКонтакте», автомобиль предполагаемого виновника ДТП с включенной мигалкой двигался по разделительной полосе, где в это время находился инспектор.
Странные обстоятельства
Согласно ПДД, водитель Mercedes-Benz имел право выехать на разделительную, так как проблесковые маячки в этот момент у него работали. Однако, судя по видео с камеры наблюдения, пробки, которую автомобиль с АМР мог бы объезжать, на Новом Арбате в тот момент не было. Поэтому выезд на разделительную полосу объяснить тяжелой дорожной ситуацией никак нельзя.
Также возникают вопросы к манере управления автомобилем: Mercedes-Benz без видимой причины жался к левой части разделительной, практически выезжая на встречную полосу.
Инспектора водитель, судя по всему, просто не заметил, хотя на форменной куртке у того имелись световозвращающие элементы. Тормозить Mercedes-Benz начал только после наезда. При этом ему хватило нескольких метров, чтобы остановиться. То есть, вероятно, с машиной все было в порядке, и ДТП не было вызвано технической неисправностью.
Сразу после аварии в Telegram-каналах начала появляться информация о том, что номер Mercedes-Benz — А896МР97 — числится за гаражом ФСБ.
Журналистов на место ДТП не пустили, поэтому о дальнейших событиях можно судить только по информации из пабликов в социальных сетях. Якобы водителя Mercedes-Benz после аварии забрали неизвестные на автомобиле BMW, при этом протоколов в отношении него не составлялось. Кроме того, с Mercedes-Benz скрутили номера с АМР и сняли мигалку.
Странности продолжились и на следующее утро.
26 сентября новости о ДТП на Новом Арбате неожиданно пропали из топа «Яндекса», несмотря на обилие публикаций во всех ведущих российских СМИ. В новостной подборке Google сообщение о гибели инспектора ГИБДД в это время занимало верхние строчки. В «Яндексе» же освещать ДПТ снова стали только после обеда, когда начало распространяться видео с места аварии.
Смертность на дорогах
За статистикой гибели сотрудников ГИБДД на дорогах в 2017 году мы обратились в МВД.
Там оперативно предоставить данные не смогли, попросили положенные по закону семь рабочих дней (соответствующий запрос в ведомство мы отправили и, как только получим цифры, сразу же их опубликуем).
При этом в СМИ сообщения о гибели инспекторов ДПС на дорогах появляются регулярно. В 2017 году соответствующие новости приходили из Калужской, Самарской и Тверской областей. Теперь этот список пополнила Москва.
Мы в «Шторме» решили разобраться, при каких обстоятельствах чаще всего происходят ДТП, в результате которых гибнут сотрудники полиции.
Сопоставив все случаи, мы получили пять типовых ситуаций.
Оформление ДТП
Очень часто инспекторы получают травмы и даже гибнут после того, как приезжают на оформление ДТП.
Иногда повторные аварии происходят из-за халатности участников дорожного движения, которые не огораживают место столкновения специальными знаками. А иногда хватает простого присутствия человека на проезжей части.
Смертельная авария по такому сценарию произошла в Москве в январе 2017 года.
34-летний инспектор ДПС оформлял ДТП, которое случилось на Третьем транспортном кольце. Было около 02:00. Водитель такси марки Skoda Octavia (потом выяснилось, что у него было просроченное водительское удостоверение) не заметил сотрудника полиции и совершил наезд на него.
От удара инспектор вылетел за ограждение эстакады. Травмы оказались смертельными.
Другой тип аварий при оформлении ДТП — когда удар приходится не на человека, а на одну из пострадавших машин, которую в свою очередь отбрасывает на людей.
Нахождение на посту в темное время суток
Еще один пример ДТП со смертельным исходом, которые происходят из-за невнимательности водителя, – это наезд на инспектора, находящегося на посту. Непосредственно на проезжей части либо рядом с ней.
Именно в эту категорию попадает авария с Mercedes-Benz на Новом Арбате.
Чаще всего подобные ДТП происходят в темное время суток, когда внимание в силу усталости даже у трезвых водителей может быть ослаблено.
В июле этого года так погиб инспектор в Калужской области, на трассе А-130 (Москва — Малоярославец — Рославль).
В момент ДТП он находился на так называемом островке безопасности между двух полос. Водитель Audi, который двигался в сторону Москвы, не заметил сотрудника ГИБДД и вылетел на островок. Место, согласно заявлениям полиции, было хорошо освещено, а сам инспектор был одет в обмундирование со световозвращающими элементами.
Преследование нарушителей
В большинстве ДТП, которые заканчиваются смертью полицейских, инспекторы играют пассивную роль. Они оказываются в ситуации, когда не успевают ничего понять и предпринять.
Однако есть примеры, когда к гибели приводило исполнение служебных обязанностей. В частности, преследование нарушителей.
В мае 2016 года в Перми наряд ДПС заметил, как Opel проскочил на красный сигнал светофора. Полицейские потребовали остановиться, но водитель иномарки не подчинился и попытался ускользнуть. Началось преследование.
Погоня завершилась на одном из перекрестков, где водитель жигулей, не имевший отношения к преследованию, попросту не заметил экипаж ДПС. Пытаясь уйти от столкновения с LADA, сотрудник выкрутил руль. В результате полицейский автомобиль врезался в дерево. 28-летний инспектор, находившийся за рулем, погиб. Его 38-летний напарник получил тяжелые травмы.
ДТП с автомобилем полиции
Если нахождение на проезжей части вне автомобиля всегда опасно (и для инспектора, и для простого автолюбителя), то несение службы внутри служебной машины должно служить гарантией безопасности.
Однако так происходит не всегда.
В октябре 2016 года в Воронеже водитель Renault Duster уснул за рулем и выехал на встречную полосу, где столкнулся с LADA Priora ГИБДД. Один из находившихся в ней инспекторов погиб, другой отделался травмами.
В мае этого года водитель Mercedes на ночной трассе не справился с управлением и вылетел на обочину, где врезался в машину ДПС, практически смяв всю ее заднюю часть. Находившийся рядом с автомобилем 46-летний инспектор погиб. Его напарник, сидевший в автомобиле, с тяжелейшими травмами был доставлен в больницу. ДТП произошло на трассе «Урал» в Самарской области.
Месть со стороны нарушителей
Все примеры выше — это случаи преступной неосторожности.
Но зачастую сотрудники дорожной полиции становятся жертвами нарушителей, желающих уйти от ответственности.
Последний раз подобное произошло в Красноярске. К счастью, тогда обошлось без смертельного исхода.
Сотрудники полиции 5 марта обратили внимание на Ford — он показался им подозрительным. Они попытались его остановить, но тот сначала ускользнул от преследования, а затем пошел на таран — врезался в полицейскую газель и еще один, стоявший поблизости, автомобиль. Водитель, как выяснилось после задержания, был пьян.
В декабре прошлого года в Петербурге два инспектора пытались остановить нарушителя на Subaru Forester: после того как водитель иномарки не подчинился требованиям, они открыли огонь по колесам. В ответ тот направил автомобиль на одного из полицейских, сбил его и скрылся. Сотрудник остался жив, но и нарушителя задержать не удалось. Он бросил свой автомобиль, чтобы уйти от погони.
Мы намеренно не включили в эту подборку случаи нападения на сотрудников полиции, а также ДТП, в которых инспекторы погибли не при исполнении. Задача стояла другая — не составлять большой черный список, а разобрать причины, по которым те, кто охраняют правопорядок на дорогах, становятся жертвами ДТП.
Фото: © GLOBAL LOOK press/Anton Belitsky