St
Поддельные крылья: «война» СК против Росавиации. Часть первая
close
Поддельные крылья ведут в Петербург

Поддельные крылья: «война» СК против Росавиации. Часть первая

СК обнаружил у гражданских пилотов 135 незаконно выданных свидетельств и обвинил в этом Росавиацию. Тогда авиационное ведомство в спешке лишило лицензий почти сотню пилотов

Коллаж: © Daily Storm
Коллаж: © Daily Storm

«Шторм» выяснил, что при расследовании авиакатастрофы в Казани в 2013 году (погибли 50 человек) Следственный комитет вышел на Санкт-Петербургский центр подготовки пилотов, которому Росавиация выдала 215 бланков летных удостоверений, из них 135 незаконно использовались пилотами, посчитали в СК. С такими документами летали члены экипажей ведущих российских авиакомпаний. После этого Росавиация принялась массово аннулировать выданные свидетельства.


«Шторм» начинает публиковать серию материалов о самой масштабной «чистке» российских гражданских летчиков, которая переросла в «войну» Следственного комитета и Минтранса против Росавиации.


На 2018 год Росавиация (ведомство, занимающееся контролем в сфере гражданской авиации) лишила лицензий более 400 пилотов. Массовые проверки пилотов начались в конце 2013 года. Первое действие происходило в Петербурге — там сотрудники ФСБ вместе с транспортной полицией СЗФО расследовали дело о подделке свидетельств о повышении летной квалификации. В деле фигурировали 60 пилотов — по подложным данным их допустили к полетам в 14 авиакомпаниях страны.


Новый виток истории начался после крушения Boeing 737-500 в Казани в сентябре 2013 года. Уже через неделю после трагедии Росавиация разослала авиакомпаниям («ВИМ-Авиа», Jet Air, «Газпром авиа», I fly и т.д.) требования предоставить данные пилотов, переучившихся из штурманов и бортинженеров в частных АУЦ (авиационный учебный центр), и отстранить их от работы на время проверки. В конце декабря этого же года в ведомство с обысками нагрянул СК, после чего глава Росавиации Александр Нерадько заявил о начавшейся проверке переученных в АУЦ пилотов, хотя она уже шла примерно две недели. 


undefined
Скриншот: © Daily Storm

Переподготовка штурманов и бортинженеров велась в России в 2009 году — в рамках госпрограммы планировалось потратить 1,3 млрд рублей из бюджета на переподготовку 300 пилотов. По задумке Минтранса, программа должна была решить две проблемы: трудоустроить сотни штурманов и бортинженеров, которые оказались без работы из-за замены отечественной техники на иностранную (и специалисты остались не у дел), и закрыть дефицит пилотов на рынке. Но в итоге вместо намеченных 300 специалистов удалось переобучить 100. Да и готовили их не в госучилищах, как было изначально задумано (там не оказалось дополнительной техники), а в частных АУЦ: к качеству обучения в некоторых из них у правоохранительных органов позднее появились серьезные вопросы.


Как выяснил после обысков в Росавиации СК, в одном из таких центров командир разбившегося в Казани Boeing Рустем Салихов, с 1992 года работавший штурманом, купил поддельное свидетельство коммерческого пилота (в России позволяет выполнять работу второго пилота) и сел за штурвал без базовых навыков пилотирования.


Его пилотское удостоверение было выдано учебным центром НОУ «Северо-Западный региональный центр авиации общего назначения». На момент получения Салиховым удостоверения, сам учебный центр был закрыт уже три месяца.


В 2016 году, Александр Бастрыкин посетовал, что человеку, который выдал поддельную лицензию пилота командиру разбившегося в Казани Boeing «в силу несовершенства уголовного законодательства» удалось избежать наказания. Как пояснил глава СК, срок давности по этому преступлению — изготовлению и сбыту поддельных документов (статья 327 УК РФ) — тогда уже истек.


Как выяснил «Шторм», всего в 2009 году, по данным СК, Росавиация выдала закрытому «Северо- Западному региональному центру авиации общего назначения» 215 бланков свидетельств. 135 летных прав, оформленных на таких бланках, использовались пилотами, в том числе авиаторами ведущих российских авиакомпаний. Судьба остальных бланков на момент расследования СК (17 декабря 2014 года) была неизвестна, об этом говорится в письме Следственного комитета в Росавиацию, подписанном тогдашним руководителем ГСУ СК Александром Щукиным (есть в распоряжении «Шторма»).


undefined
Скриншот: © Daily Storm

СК удалось подтвердить, что пилоты, пользовавшиеся этими свидетельствами, «приобрели их у посредника, при участии работников Росавиации, без прохождения обучения». Список пилотов прилагался к письму. Следственный комитет потребовал проверить документы об их подготовке и обеспечить безопасность полетов.


К сравнению, даже в деле ставшего нарицательным авиационного учебного центра «Крылья Невы», прозванного «кузницей летчиков-самоубийц», было меньше эпизодов: гендиректор центра Андрей Кочарыгин изготовил и выдал 53 свидетельства пилота-любителя и коммерческого пилота. По версии следствия, Кочарыгин продавал лицензии от пяти до 200 тысяч рублей за каждую «корочку», заработав на этом 5,8 миллиона рублей. Он был осужден на пять лет лишения свободы колонии общего режима.


Согласно данным «СПАРК-Интерфакс», НОУ «Северо- Западный региональный центр авиации общего назначения», где купил удостоверение пилот разбившегося под Казанью Boeing, было зарегистрировано в Петербурге в 2004 году. Руководителем компании числится Лебедев Владимир Владимирович. С этой фирмой связана еще одна организация — «Северо-Западный межрегиональный центр по сертификации гражданской авиации», гендиректором которого указан Сергей Одинокин — он принимал участие в совещании Координационного совета по безопасности полетов вертолетов в СНГ (IHST-CIS). Совет был создан при Межгосударственном авиационном комитете (МАК). В работе совещаний совета принимали участие представители МАК, Ространснадзора, авиапрома, вертолетных авиакомпаний, сертификационных центров и научно-исследовательских организаций.


Помимо истории с петербургской фирмой в письмах Следственного комитета (также имеющихся в распоряжении «Шторма») упоминается о других случаях выдачи поддельных документов. АУЦ ОАО «Учебно-тренировочный центр Авио-22», в котором 51% акций принадлежит Росимуществу, выдал 13 поддельных пилотских удостоверений. Эти факты следователи обнаружили при расследовании авиакатастрофы самолета «Як-42» под Ярославлем, произошедшей в сентябре 2011 года. Тогда погибли 44 человека, в том числе члены хоккейного клуба «Локомотив». Следователи указали, что причиной этой катастрофы также стало отсутствие у экипажа самолета достаточных профессиональных навыков пилотирования.


Расследование дела о недействительных летных удостоверениях затянулось на год. По словам источников «Шторма», в Росавиации всячески пытались затормозить следствие. После получения этой информации от главы СК вице-премьер Аркадий Дворкович поручил Минтрансу провести служебное расследование по фактам незаконной выдачи свидетельств пилотов и доложить о принятых мерах.


Александр Бастрыкин тем временем доложил о ситуации с поддельными свидетельствами президенту Владимиру Путину и премьер-министру Дмитрию Медведеву (документы есть в распоряжении «Шторма»). Он объяснил произошедшее плохой работой подразделений Росавиации и посетовал на слабый контроль подготовки летчиков со стороны государства.


«Названные обстоятельства создают реальную угрозу жизни граждан и безопасности полетов в Российской Федерации», — подытожил глава СК в письме Медведеву.


undefined
Скриншот: © Daily Storm

На ответственность Росавиации в допущенных нарушениях намекал и Владимир Маркин, тогдашний официальный представитель СК. После обысков в здании ведомства он заявил, что у следователей есть все основания предполагать, что многие пилоты, в первую очередь в небольших авиакомпаниях, получили летные свидетельства без прохождения подготовки.


«Прежде всего возникают вопросы к Росавиации, поскольку именно это агентство лицензирует учебные центры и должно осуществлять контроль за их работой, и самое главное — качеством подготовки пилотов», — объяснил тогда Владимир Маркин.


Источник «Шторма» в отрасли утверждает, что глава Росавиации Нерадько во время этих событий на личных встречах говорил пилотам, что Бастрыкин якобы собирается его «посадить».


Так или иначе, в Росавиации сигнал Бастрыкина приняли и начали разрабатывать план действий по решению ситуации. В ведомстве создали специальную комиссию, которая провела проверку авиационных специалистов, указанных в письме СК. Росавиация направила своим территориальным управлениям и подконтрольным авиапредприятиям запросы данных пилотов, а в здании федерального агентства организовали прием летчиков.


undefined
Скриншот: © Daily Storm

По итогам проверки документов комиссия Росавиации признала законными 47 лицензий пилотов, чьи фамилии были указаны в списке СК. В этом перечне оказались выпускники почти всех государственных учебных заведений гражданской авиации, в том числе Петербургского университета и Ульяновского института гражданской авиации, а также Омского, Краснокутского и Сасовского госучилищ.


Среди тех, чье свидетельство признали легитимным, был и второй пилот потерпевшего крушение в 2018 году в Подмосковье самолета Ан-148 авиакомпании «Саратовские авиалинии» Сергей Гамбарян. Позднее его снова проверяли в Росавиации — и подготовка пилота не вызвала никаких сомнений у комиссии.


Еще один фигурант списка СК — пилот-любитель, окончивший Санкт-Петербургский АУЦ, также заявил «Шторму», что попал в кандидаты на аннулирование по ошибке и позднее был из списка исключен.


Один из собеседников издания связал это с тем, что СК составлял список пилотов на основе «Реестра выданных свидетельств авиационного персонала», в котором были допущены ошибки.


«В течение месяца [после письма Бастрыкина Медведеву] в Росавиации на коленке подготовили все для аннулирования свидетельств пилотов, которые свои документы принесли после запроса ведомства в 2013 году. Те, кто проигнорировал письма Росавиации, продолжают летать с аналогичными документами, как у тех, кого аннулировали», — утверждает собеседник, знакомый с ситуацией.


undefined
Александр Бортников, Дмитрий Медведев, Александр Бастрыкин Фото: © kremlin.ru

В 2014 году комиссия Росавиации выявила 28 случаев нарушений порядка подготовки пилотов, а также оформления и выдачи лицензий. Проблемы нашли в авиационных учебных центрах ЧОУ «Санкт-Петербургский авиационный учебный центр», НОУ «Калужский АУЦ», АНО «Региональный АУЦ АОН», АУЦ ЗАО «Авиакомпания «Интертрансавиа» (участвовал в госпрограмме переподготовки штурманов и бортинженеров на пилотов), а также вышеназванных рекордсменов по выдаче поддельных лицензий — «Северо-Западный региональный центр АОН» и «АУЦ АОН «Крылья Невы». Еще пять указанных в списке СК пилотов признали нарушившими регламент допуска к летной работе — они сели за штурвал после перерыва сроком более пяти лет.


Росавиация рекомендовала аннулировать лицензии 52 пилотов, которые, как указали в ведомстве, не представили документы (представили не в полном объеме), подтверждающие легитимность полученных летных прав. А также тех, кого не оказалось в базе данных Росавиации или же с кем не удалось связаться. При этом в комиссии добавили, что этим пилотам впоследствии предоставят возможность восстановить аннулированные лицензии при предоставлении пакета документов.


По итогам работы комиссии были выпущены три приказа об аннулировании лицензий — N 716, N 778 и N 809, в них оказалось 86 фамилий. Фигуранты этих списков, с которыми удалось пообщаться «Шторму», говорят, что отзыв лицензий стал для них полной неожиданностью. Под каток попали не только пилоты, которые купили удостоверения, но и те, кто действительно получил образование.


«Мне позвонил знакомый и сообщил, что меня лишили пилотского. А я уже сообщил об этом своему командиру летного отряда. В Росавиации ни мне, ни моей авиакомпании ничего не сообщили. Я летал уже после этого приказа — будучи лишенным. В компании знали, что я из себя представляю как пилот, и не стали от меня отказываться. Меня полгода держали, надеясь, что Росавиация образумится и вернет пилотское, но там даже не собирались этого делать. Они лишили меня возможности работать по моей специальности», — рассказывает пилот Карен Меншик*, бывший военный летчик, работавший вторым пилотом в «Когалымавиа».


undefined
Фото: © aex.ru/Юлия Кузьмина

«Часть людей в списке оказалось с летным образованием, а в реестре пилотов такие данные отсутствовали. Понеслась рассылка, что обнаружено столько-то пилотов, получивших свидетельства без прохождения обучения, а потом вдруг выяснилось, что это не так», — вспоминает другой собеседник издания.


«Шторму» также удалось поговорить с одним из пилотов, который купил свое свидетельство коммерческого пилота в одном из петербургских АУЦ , — оно в числе прочих было аннулировано Росавиацией. Артем Кармин* приобрел лицензию коммерческого пилота почти за 200 тысяч рублей.


«Летать [во время обучения] предлагали. Но я жил с семьей в другом городе, работал и постоянно ездить туда летать было совершенно несподручно. Там предложили: хочешь — можешь не заниматься: просто через полгода приходи забирать пилотское. Я так и сделал», — пояснил пилот. За плечами у него было высшее летное училище, по окончанию которого он устроился в авиакомпанию и некоторое время работал в пассажирских перевозках на самолетах Як-40, пока, как объясняет пилот, в гражданской авиации России не начался «развал». После этого в летной карьере летчика наступил десятилетний перерыв. В конце нулевых он попытался вернуться в небо, но в авиакомпаниях его не брали.


«Тогда только появились пилотские нового образца — пластиковые, а у меня было старое — «книжкой». И хотя у меня был уже приличный налет — более тысячи часов, мне отказывали, говорили: «Иди полетай и пилотское обнови». Тогда я и принял решение пойти в АУЦ», — резюмировал Кармин.


С «новым» документом он устроился в одну из российских авиакомпаний, где получил свидетельство линейного пилота и проходил обучение на командира самолета.


undefined
Фото: © GLOBAL LOOK press

«И тут Росавиация начала авиакомпаниям рассылать уведомления. Сначала попросили все документы показать, биографию летную. Меня вызывали на беседу в Следственный комитет. Мы прошли тесты, кто на линейного, кто на коммерческого. В специально созданной для расследования поддельных свидетельств комиссии Росавиации сказали: у кого образование профильное — высшее, среднее, вопрос будет снят, остальные пройдут переподготовку или курсы, кому какие назначат. И все. А потом как гром среди ясного неба. Первый приказ №809 почти на 100 человек», — вспоминает пилот.


Артем Кармин пытался добиться возвращения пилотского в Савеловском районном суде Москвы, но проиграл. Прошло некоторое время, и юристы Росавиации предложили пилоту просто подать документы на получение нового пилотского свидетельства. «Они сказали: «Вашему списку первому вроде начали новые выдавать пилотские». Я подал, и мне действительно выдали свидетельство на основании оконченного летного училища, по нему теперь и летаю», — заключил собеседник.


По итогам служебного расследования комиссия Росавиации рекомендовала поднять вопрос о приведении отдела по оформлению свидетельств авиационного персонала в соответствие с международными требованиями гражданской авиации (ИКАО). Также в ведомстве смогли определить круг должностных лиц, которые могли быть причастными к неправомерной выдаче бланков свидетельств авиационного персонала, позже оформленных на пилотов из списка СК.


«Вместе с тем этими должностными лицами трудовая деятельность в Росавиации прекращена до 2012 года», — говорится документе (есть у «Шторма«) Росавиации.


Росавиация и Следственный комитет проигнорировали запросы «Шторма» и не предоставили информации.


В следующем материале «Шторм» расскажет о том, как Минтранс вступил в противостояние с Росавиацией, поставив под сомнение право авиационного ведомства лишать пилотов лицензий в обход суда.


*— имена пилотов изменены (прим. ред.)