St
QR-коды, жара и отсутствие туристов обрушили работу ТЦ: участники рынка рассказали о проблемах в период пандемии
Собственники ТЦ подсчитывают убытки, внедряют скидки для арендаторов, а владельцы крупных сетей осваивают провинциальные города Коллаж: Daily Storm

QR-коды, жара и отсутствие туристов обрушили работу ТЦ: участники рынка рассказали о проблемах в период пандемии

Собственники ТЦ подсчитывают убытки, внедряют скидки для арендаторов, а владельцы крупных сетей осваивают провинциальные города

Коллаж: Daily Storm

В июне посещаемость ТЦ снизилась практически на 35%. Такие данные приводят в Российском совете торговых центров. К примеру, в московском «Охотном ряду» проходимость упала до 3 тысяч человек в день вместо 80 тысяч в допандемийный период. Отсутствие покупателей ударило не только по вещевому или продуктовому бизнесу, но и по владельцам коммерческой недвижимости. Доход от аренды торговых площадей снизился почти на 20%. Предприниматели с тревогой ждут осени и осваивают гибридные формы продаж. Одни переходят в онлайн, другие уменьшают масштабы и открывают точки в небольших населенных пунктах. Так, например, поступил «Детский мир». 


В условиях пандемии предприниматели пытаются спасти друг друга. Владельцы 30% торговых площадей в Москве отказались от месячной арендной платы. Теперь магазины и рестораны платят собственникам лишь процент от своего оборота, рассказал Daily Storm Денис Соколов — партнер и руководитель отдела исследований Cushman & Wakefield в России.


Самое интересное - на нашем канале в Яндекс.Дзен
St

Денис Соколов
Денис Соколов Фото: www.cre.ru

«Если брать крупные якоря — супермаркеты, гипермаркеты, по Москве как минимум 30-40% сидят на процентах. Они платят арендодателю не фиксированные, к примеру, 30 тысяч рублей за квадратный метр, а плавающую ставку — 3-4% от оборота. Соответственно, если оборот падает, то пропорционально снижается и доход арендодателя», — объясняет Соколов.


По его словам, происходящее с общепитом в торговых центрах напоминает мораторий, когда предприниматели могут временно закрыть точку, но возобновить работу после снятия ограничений. Их ввели 28 июня — теперь посетить заведение общепита в Москве можно только при наличии QR-кода, подтверждающего вакцинацию, или отрицательного ПЦР-теста на коронавирус.


Игроки рынка называют запретительные меры правительства Москвы форс-мажором, с которым приходится считаться и малому бизнесу, и владельцам ТЦ.


«Очень большая проблема, что нет посадочных мест на фуд-кортах. Люди не знают, что они работают, и просто не ходят. Плюс еще жара сильная. Нет туристов. По всем фронтам — нет людей. Даже в самых лучших ТЦ, например «Авиапарке», который считается одним из лучших торговых центров, посещаемость снижается. Если раньше у них проходимость была 50 тысяч в день, то сейчас где-то 25», — делится наблюдениями Олег Климов, генеральный директор ГК SDG, управляющей островными площадями (киоски) в ТЦ Avenue, «Райкин Плаза», а также в «РИО» Дмитровка и Севастопольский.  


ТЦ Авиапарк
ТЦ Авиапарк Фото: aviapark.com

Но, признается, что и такой помощью еле удерживают бизнесменов: выручка некоторых его партнеров упала с 300 тысяч в день до 8 тысяч. В Российском союзе торговых центров Олег Климов занимается взаимодействием с органами власти. По его словам, правительство просит владельцев ТЦ предоставлять скидки арендаторам, но при этом самим ТЦ никто никаких поблажек не делает: ни по платежам, ни по отсрочкам, ни по льготам.


«Инициативные группы собираются, встречаются с мэром, разъясняют проблемы. Но в любом случае научиться работать с предпринимателями, вникая глубоко в процессы, как в них разбирается сам бизнесмен, властям еще предстоит научиться», — считает Климов.


При этом игроки рынка коммерческой недвижимости убеждены, что в нормальный режим работы торговые центры уже вряд ли вернутся. У людей останется страх, привычка соблюдать социальную дистанцию или же вовсе совершать покупки онлайн. По оценкам Екатерины Гресс, генерального директора IDEM, переход в виртуальную реальность для магазинов и ТЦ уже случился. Каждый год число розницы, создающей онлайн-магазины, растет. 


По данным аналитиков Data Insight, пандемия привела в онлайн-торговлю не меньше 10 миллионов покупателей, а сам рынок в этом году вырос на 44% — до 431,3 миллиарда рублей, подсчитали в Ассоциации компаний интернет-торговли. Екатерина Гресс отмечает, что в условиях пандемии крупные центры были вынуждены перейти на новые форматы работы. 


Екатерина Гресс
Екатерина Гресс Фото: idem-nn.ru

«Сейчас многие ретейлеры адаптируются под новые запросы, создают гибридные форматы. Детский мир создал уменьшенные магазины, но пошел в малые населенные пункты. Клиенты, которые ранее игнорировали покупки онлайн, в пандемию были вынуждены освоить новые формы. Они прикоснулись, попробовали, увидели, что это возможно. Но в любом случае в какой-то части для определенной категории товаров покупки офлайн останутся», — полагает Гресс.   


При этом с неясным чувством ретейлеры ждут осени: с одной стороны, это сезон продаж, с другой — сезон роста заболеваний. Поэтому может случиться как всплеск покупательской активности, когда срабатывает отложенный спрос, — в пандемию люди деньги не тратили. А может — и очередная вспышка коронавируса, когда очень многое будет зависеть от мер, принимаемых властями. 


В конце июня, сразу после введения QR-системы, мэр Москвы Сергей Собянин утвердил пакет мер по поддержке кафе и ресторанов. Заведения получили отсрочку по уплате аренды за III квартал по помещениям, арендуемым у Москвы. Также бизнесмены были включены в программу предоставления субсидий, максимальный размер которых составляет миллион рублей. Эта мера касается малого и среднего бизнеса, для него также продлили программу предоставления льготных стабилизационных кредитов. Впрочем, подобную поддержку получили и представители крупного бизнеса.


Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...