St
Аварийный мост в Краснодарском крае безуспешно пытались реконструировать семь лет
Росавтодор был готов выделить 200 миллионов рублей на работы, но проект так и не утвердили

Аварийный мост в Краснодарском крае безуспешно пытались реконструировать семь лет

Росавтодор был готов выделить 200 миллионов рублей на работы, но проект так и не утвердили

В Лазаревском районе Сочи паводок разрушил часть автодорожного моста через реку Макопсе Фото: ©vk.com/this_is_sochi

Экс-заместитель главы Федерального дорожного агентства (Росавтодор) Сергей Потапов еще в марте 2011 года утвердил задание на разработку проекта моста через реку Макопсе, подходы к которому были разрушенного 25 октября, погрузив Сочи «в блокаду», длящуюся второй день. В документе мост был назван ремонтонепригодным, а на его реконструкцию ведомство готово было выделить до 200 миллионов рублей. За семь лет к работам так и не приступили, а стоимость проекта выросла до полумиллиарда рублей.


Наводнение на Кубани унесло жизни как минимум шести человек, под Туапсе произошел разлив нефти из разрушенного трубопровода, а Сочи оказался «отрезан от мира» из-за размытого подхода к мосту через реку Макопсе, по которому проходит федеральная трасса А-147 Джубга — Сочи — граница Абхазии.


Daily Storm обнаружил документ Росавтодора от 29 марта 2011 года, в котором говорилось о необходимости реконструкции данного моста. Это задание на разработку проектной документации по реконструкции ремонтонепригодных конструкций. В частности, моста через реку на Макопсе на федеральной трассе А-147.



В документе, утвержденном замглавы ведомства Сергеем Потаповым, не слишком много конкретных требований: ширина полосы движения (3,75 метра), скорость движения (60 километров в час), нормативы нагрузок и предельная стоимость реконструкции (не более 200 миллионов рублей).


Все другие детали предлагалось определить авторам проектной документации, которая должна была пройти обязательное согласование с МЧС и соответствовать геодезическим, геологическим и гидрометеорологическим СНиП (то есть создателям проекта нужно было удостовериться, что мост после реконструкции не смоет).


Срок исполнения в Росавтодоре назначили небольшой — госконтракт на разработку проектной документации необходимо было заключить до мая 2012 года.


Однако выполнить это требование у подчиненных Сергея Потапова не получилось. На протяжении нескольких лет проект реконструкции моста через реку Макопсе всплывал в числе тех, исполнение по которым откладывалось.


В 2014 году он был упомянут в отчете Росавтодора об исполнении федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)». В строке, посвященной мосту через Макопсе, стоит цифра — 1,974 миллиона рублей (столько в итоге было выделено на разработку проекта) — и пометка: «Срыв срока выполнения работ в результате неудовлетворительной работы подрядной организации. Выставлены штрафные санкции. Передача проектной документации на рассмотрение в ФАУ «Главгосэкспертиза России» планируется в марте 2014 года».


В ноябре 2015 года уже другой замглавы Росавтодора — Андрей Костюк (сейчас руководитель ведомства) — подписал задание на «подготовку документации о планировке территории» для моста. По сравнению с документом от 2011 года новаций оказалось немного: срок сдачи документации (декабрь 2015 года) и название компании-подрядчика, работавшей над проектом с 2011 года (ООО «Транспроект» из Воронежа). Daily Storm попытался связаться с представителями этой фирмы, но большая часть ее телефонов не отвечали, а по одному нам сообщили, что «это квартира».



Следующее упоминание моста мы обнаружили в документе «Сведения о заключенных контрактах Росавтодора» за 1 квартал 2017 года. Стоимость проекта уменьшилась до 1,12 миллиона рублей, и изменилась пометка. В документе напротив указания моста через Макопсе появилась запись: «Средства выделены на проведение экспертизы, готовится заключение госконтракта».


Последнее обновление информации по мосту, не считая новости о его разрушении походов к нему, содержится в Распоряжении Росавтодора от 15.09.2017 №2550-р «О подготовке и реализации бюджетных инвестиций в рамках укрупненного инвестиционного проекта «Проекты по реконструкции ремонтонепригодных мостов». Там указана новая предельная стоимость объекта — 441,9 миллиона рублей.



В пресс-службе Росавтодора Daily Storm пояснили, что решение о проведении работ никак не связано со способностью пропуска паводковых вод: несмотря на обильные осадки конструкция искусственного сооружения осталась целой. Цель реконструкции в ведомстве назвали обеспечение соответствующей пропускной способности на трассе Джубга – Сочи, в рамках задач по модернизации данной дороги.


«К настоящему времени по объекту в полном объеме разработана проектная документация, 16 августа 2018 года получено положительное заключение государственной экспертизы по технической части, — сообщил представитель пресс-службы. — При этом в сентябре 2018 года ФКУ Упрдор «Черноморье» заключен договор с Ростовским филиалом ФАУ «Главгосэкспертиза России» на проведение проверки достоверности определения сметной стоимости».


По его словам, проектной документацией предусмотрено строительство нового однопролетного мостового сооружения в связи с невозможность использовать конструкции существующего моста, а также с целью ликвидации резкого поворота на подходе к нему.


«Длина нового сооружения составит 56,94 погонных метра, протяженность реконструируемых подходов – 0,484 км, — добавили в пресс-службе. — Для обеспечения устойчивости насыпи на подходах к искусственному сооружению предусматривается устройство трех подпорных стенок. Стоимость реконструкции в ценах соответствующих лет составит 420 млн. рублей. Начало строительно-монтажных работ предусмотрено федеральной адресной инвестиционной программой в 2019 году».


Параллельно с длившейся семь с половиной лет разработкой документации по реконструкции не выдержавшего паводковых нагрузок моста «дочка» Росавтодора — УФАД «Черноморье» — в 2016 году провела две закупки по содержанию моста — планово-предупредительные работы.


В июне 2016 года было подписано соглашение с АО «Ремдорстрой», известным тем, что в 2018-м оно заключило пятилетний госконтракт на 5,2 миллиарда рублей на содержание части дорог в Ленинградской области. На приведение в порядок моста через Макопсе УФАД «Черноморье» потратило шесть миллионов рублей (в рамках большого контракта с АО «Ремдорстрой» — на 239 миллионов). За эти деньги подрядчик провел восстановление части железобетонных конструкций, а также очистил металлические конструкции и провел их очистку от коррозии.


undefined
В результате наводнения город Сочи был отрезан от остальной России после обрушения моста через реку Макопсе

В октябре 2016 года вновь были проведены планово-предупредительные работы по заказу УФАД «Черноморье». Контракт на 3,8 миллиона рублей получила еще одна «дочка» Росавтодора — АО «ДЭП № 122». Которая сразу после победы разбила выигранный пакет (в него входили задание на ремонт нескольких мостов) на две части и выставила его на торги. Та, в которой речь шла о Макопсе, досталась сочинскому ООО «Дорсервис».


По техзаданию подрядчик должен был установить 60 железобетонных тетраподов (их стоимость по контракту с АО «ДЭП № 122» — 11,5 тысячи рублей за штуку, что в полтора-два раза выше цен, обнаруженных нами в интернете) и засыпать 90 кубометрами щебня. Всего на мост через Макопсе по данному соглашению было потрачено около 900 тысяч рублей.


Повлияли ли изменения в конструкции моста, проведенные ООО «Дорсервис», на работы, выполненные до этого АО «Ремдорстрой», — неизвестно. Единственный контактный телефон представителей ООО «Дорсервис» не функционирует.


В пресс-службе Росавтодора сообщили, что конкурс на выполнение планово-предупредительных работ в рамках содержания с решением о реконструкции никак не связан.


«На протяжении всего этого времени государственным заказчиком выполнялись работы по содержанию мостового сооружения в установленном порядке», — заявили в ведомстве.