Оказывается, россияне неплохо фотографируют в темноте. Три наших соотечественника стали победителями международного конкурса от Apple. К участию допускались снимки, сделанные на «яблочные» телефоны и обобщенные ночным режимом съемки. Между тем индустрия мобильных фото давно подмяла под себя рынок цифровых фотокамер. На телефон сняты последний клип Леди Гаги, обложки известных журналов, актер Антон Лапенко признался в интервью у Дудя, что все свои видео делает на телефон. И это давно не особенность, а простое стремление к удобству.
Фотография, с которой репортер Константин Чалабов победил в конкурсе, была снята в Якутии при температуре минус 40. Будучи участником проекта Cold Conquerors, молодой человек отправился в экспедицию на точку холода — «мерить температуру, где холоднее».
«Мы сидели в уазике и ждали, когда поедем по зимнику — замерзшей реке. Получилось так, что образовалась наледь: это когда подо льдом еще есть вода и существует риск провалиться. Мы остановились, пытаясь понять, сможем перебраться или нет. Пока была эта пауза, я вышел осмотреться и сделал фото, — рассказал об истории снимка Чалабов. — Кстати, в итоге мы провалились. Машина ушла под лед по колеса, мы вытаскивали ее часа три».
Снимок другого лауреата, Андрея Мануилова, был сделан в более приятных условиях. Новый 2020 год Андрей справлял в Риме и заметил выразительную композицию незадолго до начала праздника.
«Я жил тогда в районе вокзала Термини, а это обычно не те виды, которые ассоциируются с Италией. Мне показалось прикольным запечатлеть такой контраст. Я потратил на съемку пару секунд и пошел смотреть салют», — поделился с Daily Storm Мануилов. В отличие от других участников, Андрей занимается любительской фотографией и не монетизирует свой Instagram.
Третий лауреат конкурса, Рустам Шагиморданов, отснял свой кадр в Норвегии. Увы, фотограф оказался недоступен для комментария.
То, что половина победителей оказались из России, по мнению лауреатов, — чистое совпадение. Однако есть в этом и техническая предопределенность. Все фотографии победителей были сделаны на последние модели iPhone, которые имеют неплохой ночной режим камеры. Грубо говоря, он позволяет снимать даже при таком слабом источнике света, как горящая спичка. «Я думаю, многие сразу стали тестить его, поэтому получились такие красивые фотографии, — предположил Константин Чалабов. — Чтобы так снять на камеру, нужно сделать светлый кадр, темный и что-то посередине. Потом все объединить на компьютере. А тут — готово с одного раза».
Фото нефильтрованное
Условия конкурса не запрещают присылать фото с постобработкой, хотя, по словам собеседников Daily Storm, на их снимках таковой почти нет. Андрей слегка исправил перспективу и добавил цветокоррекцию, а Константин подтянул контраст. В любом случае жюри конкурса всегда запрашивает у участников оригинальную фотографию для сравнения.
В целом же излишняя коррекция — одна из главных проблем отрасли, считают лауреаты. Все фотографии, которые регулярно попадают в топ соцсетей, — это сильно обработанные снимки: красивые, сказочные, фантастические, как с открытки. «Я думаю, их любят из-за визуальной ненасмотренности. Если ты живешь в России, особенно в регионах, то ты очень хочешь попасть в эту сказку. Но как только встречается мрачная, размазанная, черно-белая фотография, то 80% ценителей становится сложно ее воспринять», — считает Константин Чалабов.
Схожий бич — дорисовка фотографий. Для снимков-произведений это допустимо, но для фотожурналистики уже неприемлемо, уверен Чалабов: «Даже если очень хочется, — эх, вот этот столб мешает! — я всегда оставляю все на своих местах».
Хотя, по воспоминаниям Константина, даже такой именитый фотограф, как Стив Маккарри, (сотрудник журнала National Geographic и автор снимка «Афганская девочка») не стеснялся использовать сильную коррекцию. На сложных и красивых фотографиях он часто затирал людей. Когда это раскрыли и доказали, Маккарри извинился и нашел такие слова оправдания: «Ну я же не журналист».
И все же легкая корректура допустима, а иногда и полезна. Мы попросили лауреатов дать пару советов: какие тонкости нужно учитывать и какие фильтры использовать, чтобы получился выигрышный кадр на мобильник.
Константин признался, что в основном использует фильтр А6 в приложении VSCO. Он слегка «желтит» фотографию и убирает ненужные оттенки.
«А вообще, если разложить все фотографии, которые сделаны в мире, то становится довольно просто. Нужно знать минимальный критерий — на что смотреть. Должны быть сильное место и сильный герой. Под героем я подразумеваю и человека, и собаку, и даже здание. Снимать на смартфон становится все удобнее: зафиксировал фокус, поднял-опустил «солнышко», снял. Даже готовиться не надо. Но остается одна проблема — непринятие телефона как инструмента. Мне кажется, в русской голове это есть», — рассказал Чалабов.
По мнению Андрея Мануилова, чтобы сделать крутой снимок, важны две вещи: насмотренность и практика: «Старайтесь потреблять больше контента, больше смотреть, изучать понравившееся. Это нужно, чтобы избежать шаблонности типа фото падающей Пизанской башни».
На удивление, конкурс от iPhone оказался весьма демократичным. Чтобы в нем поучаствовать, достаточно было отправить фото на почту или выложить его в Instagram с нужным хэштегом. Жюри не делало скидки на портфолио или личность участника. «Ты просто достал телефон, сделал кадр — и теперь твоя фотография везде. Никаких удостоверений, корочек и бюрократии. Было бы здорово, если бы и дальше конкурсы так работали, без надменности и «оскароносности», — надеется Чалабов.
Рынок мобил
Индустрия мобильных фотографий открыла новые пути для монетизации. Сейчас на телефон снимаются не только обложки журналов и музыкальные клипы, но и целые праздники, например, такое грандиозное событие, как индийская свадьба. В 2016 году профессиональный фотограф из Израиля отснял все торжество на iPhone 6S Plus. Ролик с его комментарием разместил у себя на канале блогер Wylsacom.
Кроме того, в Сети появились специальные стоковые сервисы, которые выкупают фото, сделанные на смартфон. Самые известные — Fotolia и Shutterstock. Лауреаты конкурса iPhone рассказали, что не пытались заработать на таких стоках. «Обычно там ищут фото определенного контекста. Например, для этой статьи вам понадобится фото айфона и вы будете искать человека, который держит в руке iPhone. Сток редко имеет художественную ценность, он скорее про утилитарность», — рассказал Андрей Мануилов.
Еще одна возможность для обогащения — галерейный рынок. Если бы он был развит в России, фотографии на смартфон могли бы выставлять в рамочке наравне с фотографиями, сделанными на профессиональную технику, считает Константин Чалабов.
Если же говорить в целом, то с момента выпуска первого телефона с камерой (им был японский Kyocera Visual Phone VP-210 с оптикой в 0,1 мегапикселя) смартфоны являются самым популярным устройством для фотосъемки.
Согласно прошлогоднему отчету Ассоциации производителей камер и изображений (CIPA), объем поставок цифровых камер за первые два месяца 2019 года резко обвалился по сравнению с тем же периодом годом ранее. В январе продажи упали на 74,1% и составили около одного миллиона единиц. А в феврале падение продаж составило 69,7%, что вылилось в 935 тысяч камер.
Олег Старостин, бывший директор по маркетингу таких компаний, как «Белый Ветер», «М.Видео» и doogs.ru, связывает критическое падение отрасли с возможностью быстро поделиться своими снимками, какой не было во времена фотокамер. «Цифровые фотоаппараты неплохо закрепились на рынке, но не смогли на нем удержаться. Все дело в том, что появился шанс быстро передавать и комментировать контент. Уже
с первого года существования Instagram рынок цифровых камер начал сильно схлопываться», — пояснил Олег Старостин.
Поверить в такой успех соцсети несложно. В 2019 году Instagram отчитался о миллиардном числе пользователей. Половина из них заходят в соцсеть ежедневно. В минуту юзеры делают порядка 347 222 скроллов. Россия занимает шестое место по количеству пользователей: в Instagram сидят около 37 миллионов наших соотечественников (на первом месте — США с аудиторией в 120 миллионов человек).
Low digital
Достижение современных смартфонов — фото в HD-разрешении — заставило некоторых пользователей вспомнить о корнях диджитал-культуры. Для пресыщенных новой эстетикой нашелся другой путь — ностальгия по непознанной (часто в силу возраста) Lo-Fi-съемке, или цифровому примитивизму. В соцсетях появляются паблики, которые выкладывают фото подчеркнуто низкого качества. Сильное приближение, засветы, стоп-кадры старых кассетных видео… Отдельная история — это не состаривание качественных снимков, а изначальная съемка на телефоны старых моделей, например, Siemens или Alcatel. Паблик на такую тематику под названием «фотки на сименc» ведет с 2015 года пользователь Андрей Крицкий.
Примечательно, что «фактура цифры» становится художественным средством именно сейчас. В 80-е, 90-е, 2000-е это был обычный побочный эффект, скорее ошибка, от которой никуда не деться.
Вместо долгих рассуждений предлагаем просто насладиться просмотром галереи.