St
Справимся и без вас: зачем России производство Ан-124
18+
РФ возобновит выпуск Ан-124 «Руслан» без Украины undefined

Справимся и без вас: зачем России производство Ан-124

РФ возобновит выпуск Ан-124 «Руслан» без Украины

Фото: © ru.wikipedia.org

Вице-президент по транспортной авиации ПАО «ОАК» и гендиректор «Ил» Алексей Рогозин 3 июня заявил о возможности восстановления производства сверхтяжелых транспортных самолетов Ан-124 «Руслан». Рогозина поддержал командующий военно-транспортной авиацией ВВС России Владимир Бенедиктов.


Руслан? Слон!


В воскресенье, 3 июня, генеральный директор ПАО «Ил» и вице-президент «Объединенной авиастроительной корпорации» Алексей Рогозин предложил продолжить выпуск сверхтяжелых транспортных самолетов Ан-124 в России. Задачу Рогозин назвал «решаемой, но крайне непростой». Основная же цель, на данный момент, — поддерживать имеющиеся в России «Русланы» в идеальном состоянии без помощи украинской стороны и ее госпредприятия «Антонов».


Идею Рогозина уже поддержали в армии. Командующий военно-транспортной авиацией Военно-воздушных сил РФ Владимир Бенедиктов отметил, что Ан-124 опередил свое время. По его словам, вопрос о запуске серийного производства в России остается открытым. Претензии украинской госкомпании «Антонов», которая в 80-х годах прошлого века разработала самолет, генерал-лейтенант назвал безосновательными: над «Русланами» трудилась вся авиапромышленность Советского Союза.


По данным члена комиссии при президенте РФ по вопросам развития авиации Юрия Сытника, российская оборонка планирует не просто начать выпуск Ан-124 «Руслан», а модернизировать имеющийся самолет. Проект такой модернизации был представлен Центральным аэрогидродинамическим институтом имени профессора Н.Е. Жуковского на авиасалоне МАКС-2017. Концепт перспективного тяжелого транспортного самолета назвали «Слон». «По всем международным правилам мы должны нести эту марку, Ан-124, если мы не внесли существенных изменений в этом самолете. А изменения сейчас будут вноситься. И он пойдет уже под другим брендом», — рассказывал Сытник в эфире радиостанции «Говорит Москва».

Читайте там, где удобно, и подписывайтесь на Daily Storm в Telegram, Дзен или VK.

Фото: © ru.wikipedia.org

У кого есть Ан-124


Созданный в 80-х годах сверхтяжелый транспортный самолет был спроектирован в ОКБ имени Антонова. Разрабатывался «Руслан» в первую очередь для переброски по воздуху пусковых установок для межконтинентальных баллистических ракет. Первый полет «воздушного гиганта» состоялся в 1982 году в Киеве. С тех пор для нужд Советской армии поставили 56 самолетов, включая образец для испытаний.


Сейчас большая часть самолетов находится в России. Больше всех — 16 машин — имеют на балансе российские Воздушно-космические силы. Еще дюжиной самолетов распоряжается грузовая компания «Волга-Днепр». Восемь единиц принадлежат 224-му летному отряду Минобороны России. На исторической родине самолета, Украине, Ан-124 осталось меньше всего — только семь единиц. Принадлежат они «Авиалиниям Антонова».


Разговоры вокруг Ан-124 начались в мае 2018 года. Госавиаслужба Украины подала жалобу в международную организацию гражданской авиации (ICAO), обвинив Росавиацию в нарушении процедур при выдаче эксплуатационных разрешений. Суть жалобы сводится к тому, что Росавиация не привлекает «Антонова» к оценке состояния самолетов серии «Ан» и самостоятельно выдает разрешения на полеты. При этом «Антонов» продолжает работать с российской «Волга-Днепр» в рамках контракта на оценку техсостояния самолетов Ан-124-100. 

Зачем он сейчас


После развала СССР Украина и Россия поделили советский авиапарк воздушных гигантов. Российская армия отправила большую часть самолетов на хранение. Параллельно была создана украинско-российская структура «Волга-Днепр», которая, открыв филиал в Великобритании, стала заниматься международными сверхтяжелыми перевозками. Параллельно тем же занимались «Авиалинии Антонова», которые к парку «Русланов» добавили единственный в мире самолет Ан-225 «Мрия».


Росту интереса к «Руслану» поспособствовал провал аналогичной программы в США. Американцы пытались создать тяжелый самолет, соответствующий по грузоподъемности советскому и не уступающий ему в практичности и стоимости. Получившийся C-5 Galaxy с задачей не справился: он уступал «коллегам» по летным характеристикам, износостойкости и грузоподъемности. Модернизированная модель C-5M достигла необходимых технических параметров, но стала слишком дорогой для коммерческого использования.


В 1990 году «Русланы» начали работу на Запад. В регион Персидского залива Ан-124 доставляли зенитные ракетные системы MIM-104 Patriot после вторжения Ирака в Кувейт. Позже «Русланы» брали и другие габаритные грузы. Например, в 2001 году Ан-124 вывез из Китая американский самолет-разведчик ЕР-3Е Aries II. В 2006 году в рамках стратегии Strategic Airlift Interim Solution (SALIS, временный вариант стратегических воздушных перевозок) страны НАТО получили доступ к шести самолетам «Антонова» и «Волги-Днепр». Воздушные суда использовали для доставки грузов группировке войск в Афганистане.

Фото: © ru.wikipedia.org

Энная попытка

 

Озвученные Рогозиным предложения – далеко не первая попытка возобновить производство «Русланов». Около 11 лет назад Украина и Россия уже обсуждали возрождение советского проекта. В 2007 году было даже подписано соглашение о возобновлении совместного производства. Компания «Волга-Днепр» должна была выступить заказчиком и до 2030 года приобрести около сотни модернизированных Ан-124-100М-150.


Годом позже Объединенная авиастроительная корпорация и британская консалтинговая компания Ernst&Young подготовили бизнес-проект. Согласно документу, для начала работы над серийным запуском компаниям необходимо было получить заказ на 40 машин. ОАК выразила желание купить 71 самолет до 2030 года. Планировалось, что собирать Ан-124 в новой версии будут на Ульяновском авиастроительном заводе.


Проект медленно, но верно развивался. Объем заказов к 2010 году оценивали в 82 самолета, кроме того, в ОАК заявляли, что будут готовы поставить еще 62 самолета. Потенциальными заказчиками были в первую очередь Минобороны России и «Волга-Днепр». Среди потенциальных покупателей называли Кувейт и Объединенные Арабские Эмираты. К 2014 году Киев и Москва успели подписать расширенное соглашение на производство модернизированных Ан-124 с двигателем Д-18Т. О возобновлении производства речи уже не шло — чиновники сообщили, что такой вариант возможен только при формировании полного портфеля заказов. В августе того же года замглавы Минпромторга России Юрий Слюсарь сообщил, что «по политическим причинам» проект был закрыт. 

Украина приценивается, Россия — уже может


После 2014 года Киев пытался самостоятельно возродить программу Ан-124. Но все благие намерения уперлись в деньги. «Антонов» пытался показать миру потенциал «Руслана» и созданной на его базе «Мрии». Для этого компания даже устроила впечатляющий перелет самого большого в мире самолета на австралийский континент. Акция не привлекла инвесторов, слишком «жирным» оказался ценник — три-четыре миллиарда долларов только на налаживание производства. Запуск «второй Мрии» оценили в 300 миллионов, срок — от трех лет.


Этому замечательному плану помешало отсутствие инвесторов и логистика. Когда «Русланы» производились в СССР, к проекту подключились более 100 различных предприятий, большая часть которых сейчас находится на территории России и Узбекистана.


По словам источника «Шторм», близкого к руководству ОАК, после 2014 года Ульяновский авиастроительный завод готов к производству Ан-124 при «необходимой воле сверху». «В распоряжении есть два недостроенных планера, которые планировалось достроить вместе с Украиной до 2014 года», — рассказал собеседник «Шторма». Он подчеркнул, что ход компании могут дать только «первые лица», как это было в случае с Ту-160М2. Эту информацию косвенно подтверждает и военный эксперт Анатолий Цыганок. По его данным, запуск проекта зависит от «воли сверху». Он считает, что такое решение, в конце концов, будет принято, так как Ан-124 отлично показал себя в гражданской эксплуатации. «Особенно с учетом доработки «Руслана» до «Слона», о которой говорили ранее», — напоминает эксперт. В новой вариации, согласно проекту, самолет сможет нести в два раза больше полезного груза, например, десять БТР-82А вместо пяти. 

Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...