St
То, что мертво, умереть не может: почему «ЮТэйр» не грозит скоропостижное банкротство
18+
Авиакомпания шла к краху последние 10 лет, но оптимизация и кредиторы спасают ее Коллаж: © Daily Storm

То, что мертво, умереть не может: почему «ЮТэйр» не грозит скоропостижное банкротство

Авиакомпания шла к краху последние 10 лет, но оптимизация и кредиторы спасают ее

Коллаж: © Daily Storm

Авиакомпания «ЮТэйр» последние пять лет испытывает финансовые трудности, периодически уходя в серьезные убытки. Перевозчика до последнего спасали кредиторы. Но после того как компания сорвала сроки выплат долгов в конце прошлого года, те отказались дать отсрочку. Сегодня, 4 февраля, «Ведомости» рассказали о письме главы авиаперевозчика «Победа» Андрея Калмыкова к авиационным властям. В документе говорилось о несостоятельности «ЮТэйр». Впрочем, собеседники Daily Storm говорят, что «хоронить» пятую по объемам авиакомпанию в стране (в 2018 году перевезла 7 млн 652 тыс. пассажиров) пока рано. Даже если кредиторы откажутся ей помочь, «быстрой смерти» не произойдет. Рассказываем, как «ЮТэйр» вообще попал в долговую яму и от чего теперь зависит, обанкротится перевозчик или нет.


В 2014 году в российской авиационной отрасли начался масштабный кризис. «Проблемы компания копила с начала 2000-х, та стала проводить агрессивную экспансию, не обращая внимания на операционные показатели. Это не могло продолжаться вечно. В 2014 году добавились внешние обстоятельства», — замечает директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.

Читайте там, где удобно: добавьте Daily Storm в избранное в «Яндекс.Новостях», подписывайтесь в Дзен или Telegram.

База Utair во Внуково
База Utair во Внуково Фото: © GLOBAL LOOK press / Artyom Anikeev

В 2014 году обвал экономики и санкции ударили по отрасли. Тяжелее всего оказалось двум игрокам — «Трансаэро» и «ЮТэйр». За два года перевозчики накопили 120 и 40 млрд рублей долгов соответственно. Для «ЮТэйр» эта сумма была соизмерима с годовой выручкой предприятия (55 млрд рублей в 2017 году). Совокупная долговая нагрузка авиакомпании превышала годовую прибыль более чем вдвое — 167 млрд рублей (прибыль компании в 2014 году составила 71 млрд рублей). Но прописанный в Югре перевозчик выжил. В отличие от основного конкурента «Аэрофлота», гиганта «Трансаэро».


Своим спасением компания обязана поддержке со стороны кредиторов (основные акционеры компании — «Сургутнефтегаз», Тюменская область и входящая в ее состав ХМАО) и антикризисной программе, которая предполагала сокращение издержек, в том числе продажу части самолетов, объясняет Олег Пантелеев.


Затем перевозчик немного поправил свои дела и смог даже заработать, впрочем, профит оказался небольшим — 700 млн рублей за два года. В 2018 году авиакомпанию уже встретил новый кризис. По итогам трех кварталов она ушла в минус почти на два миллиарда.


«В этот раз оптимизировать расходы, сократив флот, уже не получится, — полагает Пантелеев. — Все, что могли, уже сократили». Действительно, в 2015 году объемы перевозок авиакомпании сдувались, как гелевый шарик: только за январь 2015-го пассажиропоток компании сократился почти на 30% по сравнению с данными аналогичного периода 2014 года. Количество самолетов планировалось сократить почти на полсотни — до 70 машин.


«Сегодня поможет только замена судов более качественными и более выгодными в эксплуатации. Перевозчик уже говорил, что в нынешнем году намерен обновлять флот. Это возможно даже учитывая, в какой ситуации оказался «ЮТэйр». Поскольку борты, как правило, не покупают. Их берут в лизинг. Это предполагает стартовый взнос, деньги на который большинство компаний также берут в кредит. Затем ежемесячно выплачивают долг. Ситуация здесь очень простая. Если выгода от новых самолетов превысит расходы за лизинг, то это имеет смысл. Если цифры не сходятся, нужно оставаться с существующим парком», — объяснил Пантелеев.

Андрей Мартиросов
Андрей Мартиросов Фото: © GLOBAL LOOK press / Leonid Faerberg

Лишившись значительной доли самолетов, «ЮТэйр» потеряла козырь в виде части региональных самолетов типа ATR и Bombardier CRJ100 и CRJ200. Они подходят для перевозок по России куда больше, чем лайнеры. Последние просто не окупаются из-за слишком низкой загрузки судов. «Внутри России нет такого свободного объема паксов (пассажиров), чтобы лайнеры там гонять. Население слишком нищее», — заметил собеседник.


В 2019 году положение «ЮТэйр» и ее дальнейшая судьба будут зависеть от решения заемщиков, считает Олег Пантелеев: «Финансовое состояние компании неблестящее — она допустила дефолт по выплатам, поэтому судьба перевозчика в руках кредиторов».


В декабре прошлого года авиакомпания «ЮТэйр» допустила дефолт (невыполнение обязательств) по кредиту на 18,9 млрд руб. Возобновить его погашение перевозчик пообещал через полгода, крупных кредиторов такая ситуация не устроила. По данным СМИ, руководство Ханты-Мансийского автономного округа (выступает акционером авиакомпании) в минувшем году тоже поставило «ЮТэйр» ультиматум: ей предложили пересмотреть приоритеты и работать на регион — развивать внутреннюю маршрутную сеть и снизить цены. В противном случае компания лишится поддержки, что приведет ее к скорому краху.

Павел Пермяков
Павел Пермяков Фото: © news.tut.by / Дмитрий Брушко

Если «ЮТэйр» не сможет договорится с заемщиками, и те потребуют через суд вернуть деньги. И не получив их (перевозчик не сможет их выплатить), подадут заявление с требованием банкротства компании. «Если даже это произойдет, процесс затянется на месяцы», — полагает директор «Авиапорт».


Источник Daily Storm в отрасли согласен с тем, что в ближайшее время краха «ЮТэйр» не произойдет. По его словам, по итогам года финансовое положение авиакомпании должно стабилизироваться. «Сейчас начнутся глубокие продажи. Деньги будут. Армагеддон наступит к сентябрю», — шутит собеседник.


С другой стороны, Росавиация до сих пор не вводила против «ЮТэйр» никаких ограничений. К тому же компания выполняет обязательства перед поставщиками услуг, поэтому рисков остановки операционной деятельности пока не просматривается, считает Пантелеев.    


Кстати, для «ЮТэйр» и заявление с требованием о банкротстве тоже не стало бы новостью. К перевозчику неоднократно подавали такие иски. Но суд отказывался признавать предприятие банкротом. С таким заявлением в 2016 году, например, выступало ЗАО «Паллада Эссет Менеджмент» — доверительный управляющий средствами пенсионных накоплений АО «НПФ Металлургов», которому авиакомпания задолжала 173 млн рублей. Годом ранее иск о банкротстве «ЮТэйр» подал Альфа-Банк.

Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...